Ашот Геворкян – успешный рекламный фотограф, клипмейкер, режиссер, оператор, монтажер, журналист, дизайнер, писатель и даже повар. Кажется, что первое, о чем следует его спросить – его «как проживать одновременно несколько жизней и не подавать виду».
Он катается на серфе и мотоцикле, изучает рекламу и маркетинг, преподает фотографию в школе Profile, играет в музыкальной группе, создает имиджевые ролики своего города и области, работает в креативном фотоагентстве, состоит в творческом объединении Smokin Heroes и является креативным директором собственной продакшн-студии.
– Давай начнем с очевидного вопроса, с которого все всегда начинают. Скажи, а эти татуировки ты себе набил, чтобы поработать с Black Star? Все-таки, русские рэперы – пацаны повышенной четкости, кого попало в клипмейкеры не позовут...
Вообще-то, обычно начинают с вопроса о том, как я начал свой творческий путь. Видимо, думают, что у меня должна быть какая–то нетривиальная история на этот счет. А я не знаю никого, у кого она нетривиальная. Ну, что там должна быть за офигительная байка? Про то, как маленький мальчик, воспитанный фермером, сделал свой первый фотоаппарат из картошки, а через месяц уже открыл картофельную фотобудку? Да будь у меня такая история – я бы уже сам стал рэпером. Но так как я обычный ребенок из интеллигентной семьи и истории про картошку у меня нет – пришлось делать татуировки, чтоб сойти за своего у необычных.
– Тогда расскажи про интеллигентное детство. Говорят, именно из него торчат уши всех карьерных скачков в чарующий мир шоубизнеса. Но это всего лишь теория, конечно.
Что до детства – я помню много преодолений, видимо, это – мой способ познания мира. Во всяком случае, мои амбиции вечно меня толкали что-то кому-то доказывать, и некоторые свои перформансы я вспоминаю с содроганием. К примеру, случай первого – и единственного в моем интеллигентном детстве – воровства во имя доказательства собственной крутости сильно повлиял на мое становление. Я тиснул денег у знакомого – так, что он не узнал. Мне было лет 13, я хотел показаться крутым перед своими одноклассниками. Это продлилось пару дней, моя мама быстро меня вычислила и мне потребовалось много времени, чтобы пережить этот позор. С тех пор, кажется, я готов вытерпеть многое, чтоб не оказаться снова в шкуре того жалкого ребенка, который краснел перед мамой.
– Ну а какие-то воспоминания, повлиявшие на творческое становление? Ты удивишься, но я все-таки буду задавать все эти вопросы про творческий путь.
Ну, если творческое – тут нужно говорить о визуальных впечатлениях, хотя, в каких-то случаях это был целый спектр эмоций, от которого в буквальном смысле ехала башня. Типичный пример, близкий, наверное, паре поколений детей – это толкиенутость. Я попал во вторую волну, то есть, только частично рехнулся на том, что написал Джон Толкиен, а большей частью, конечно, на том, что снял Питер Джексон. Из кинотеатра я вышел уже в невидимой кольчуге, а чуть позже она материализовалась на мне и на пару лет погрузила в дивный вымышленный мир. Мы отыгрывали целые сражения, бегая по лесу с мечами и луками, и это был не самый плохой вариант. В конце-концов, свежий воздух. В конце-концов, физкультура. А, мы про творческое становление? Ну, вот до сих пор я раз в месяц нахожу какой-то фильм, рекламу, фотографию или картину, которая не выходит у меня из головы неделями и заставляет глубже дышать. Я сохранил в себе эту внутреннюю впечатлительность, хотя снаружи это не так заметно, конечно.
– Физкультура зато снаружи очень заметна, не стану скрывать. Скажи, а на что тебе жалко потраченной в юности энергии? Есть такие вещи?
Ну, конечно. Школа в том виде, в котором она была и остается, во многом – расход энергии на то, что никогда не пригодится в реальной жизни. Мне, конечно, хватило ума просто отсеивать ненужное и даже сопротивляться ему, ну так ведь и на сопротивление нужно много времени. Об образовательной системе сейчас вообще много говорят, поэтому я – не буду, это не моя сфера. Но, как ребенок, перемолотый этой системой, замечу лишь, что было бы круто в школах заниматься и каким-никаким культурным развитием личности. Вот ты можешь назвать образованным человека, который не разбирается в искусстве и не умеет общаться? И я не могу. А меж тем, в большинстве школ нет ни психологии, ни искусствоведения.
– Наверное, это важные навыки для фотографа и видеографа, да?
Да, разумеется. Хотя, главное, все же, это способность видеть красоту и гармонию во всем, что тебя окружает. Надо не забывать концентрироваться на объектах, людях, атмосфере, предметах, их расположении в пространстве, цвете, свете. И, если практиковать слегка фанатичное восприятие всего прекрасного, можно в какой-то момент обнаружить в себе это самое пресловутое творческое начало. Ну и потом, будет развиваться вкус и внимание к деталям – своим, тем, за которые уцепился твой собственный глаз. А личное, воплощенное в творчестве, уже и делает нас индивидуальными творцами.
– Так уж вот и «прекрасное во всем, что окружает»? А как же уродство, несовершенство? Его ты тоже пропускаешь через себя?
Я все пропускаю через себя, вопрос лишь в том, как я к этому отношусь и что из этого извлекаю. Я ведь могу показать это красивым, верно? В конце концов, любой пейзаж можно обработать в Фотошопе, а на любое лицо добавить clone stamp или Liquify.
Ты снимаешь на белом фоне, а потом дорисовываешь новую реальность. Откуда у тебя столько фантазии? Как это происходит: ты сразу видишь полную картинку, или детали появляются уже в процессе обработки?
Нет, я никогда не вижу полной картинки. Вначале в голову приходит некая абстрактная идея, это может быть что угодно: увидел что-то в кино, на улице или даже у другого фотографа. Я эту идею записываю, даю ейкак следует отлежаться, и если через какое-то время я все еще считаю идею хорошей – начинается процесс пре-продакшна. Я накидываю раскадровку на бумагу – палочка, кружочек. Потом нахожу референсы, в которых выбираю цветовую гамму, композицию, цвет и все остальные детали. Мысленно и на бумаге совмещаю все вместе и – оппа: у меня есть условный конечный итог, которого нужно добиться. Это самый важный момент в творчестве – подготовка. А дальше я иду на студию и уже снимаю людей на фоне, держа в голове сюжет и перед глазами референсы. Следующий этап – это достижение нужных мне цветов и фактуры в Фотошопе.Это такой же процесс производства как, допустим, бутылирование сока, или изготовление мебели.
– У тебя много откровенно «мультяшных» работ, в которых, как раз, много Фотошопа. Наверняка ведь, кто-то критикует за это?
Да, есть даже специальные «хейтеры», которые оценивают мои картинки с позиций «много фотошопа-нормально фотошопа» и открывают мне на это глаза. Как раз это меня смущает меньше всего, ведь Фотошоп – это всего лишь инструмент для достижения результата. И его может быть столько, сколько этот результат от меня потребует. А еще часто слышу упреки, что я никак не могу определиться с тем, что я снимаю: в каком жанре и стиле. Это – тоже очень скучная тема, я люблю фотографию во всех ее проявлениях и вовсе не обязан «определяться». Случается, конечно, и здравая критика – вот она-то как раз и помогает мне сперва внутренне накалиться докрасна, потом преодолеть себя и в следующий раз уже более дотошно делать свою работу.
То есть, ты из тех, кого депрессивные состояния не вколачивают в землю, а, наоборот, в итоге заставляют расти над собой?
Отчаяние, депрессия или разочарование в себе – это очень сильные чувства. При таких сильных эмоциях я стараюсь держать разум в ясности и ищу какой-то алгоритм действий, который поможет мне выбраться. Только после преодоления сильных вспышек негативных чувств можно выйти на новый уровень и почувствовать на контрасте счастье и радость. Поэтому я не бегу от негатива, плохие чувства – тоже чувства. Но и специально не напрашиваюсь, конечно.
А когда хвалят – какие эмоции?
Задираю нос, разумеется. Нет, серьезно, хор восторгов ничего, кроме завышенной самооценки, в итоге не дает. Здравая критика – куда более конструктивный элемент. Я обычно просто фильтрую и первое и второе, стараясь держать себя в разумном балансе.
Как очень многими признанный специалист, дай совет непризнанным? Как перестать носиться со своей гениальностью, как с чемоданом без ручки, и, наконец, извлечь из нее пользу?
Всем «непризнанным» не хватает риска. И еще: многие считают, что все следят за их творчеством и все обязаны знать об их существовании. Это заблуждение. Свои работы нужно делать не «в стол», а напоказ, если творчеством хочется зарабатывать. А я не представляю, как быть счастливым, выбрав творческую профессию и не дав ей шанс себя прокормить. Как? Гениально снимать для пары друзей в свободное время, а с 9 до 19 продавать пылесосы? В лучшем случае превратишься в вечно бубнящего маргинала. Ну и, конечно, надо много работать: не существует ленивого, но признанного творца.
А нужно уметь что-то кроме своего дела? Ну, чтобы продаваться – надо же понимать рынок? Или кесарю – кесарево, а фотографу – фотографово?
Поначалу фотографово: в рекламной сфере я сперва делал все интуитивно и ставка была на «красивульку». Сейчас, уже с опытом, я понял, что знание психологии и маркетинга – это важные инструменты для достижения целей. Необходимо всегда держать в голове тот факт что рекламная фотография или видео имеют одну цель –продать. Продать за счет эстетической красоты, или мощной идеи или все вместе – но каждая деталь, эмоция, цвет, свет должны работать на то, чтобы продать продукт или услугу. Поэтому помимо ежедневных «процедур» развития вкуса, практики и прочего профессионального окультуривания, я стараюсь хвататься за сопутствующие вещи. Очень важно не упускать возможность постоянного самообразования.
– Во всех интервью ты взахлеб рассказываешь о Калининграде, в котором остаешься, несмотря на перспективы в любой момент свалить куда угодно. Не боишься стать заложником своих слов и застрять в любимом «болоте» как тот кулик?
Я искренне люблю свое болото, но однажды я его оставлю. Просто в голове засела сверхзадача доказать себе и молодым творческим ребятам что не место делает из тебя хорошего специалиста, а ты сам. Централизованность во всем в нашей стране меня не устраивает, но я не с ней борюсь, я просто протаптываю свои дорожки. Думаю, еще год-два – и качество и количество работы обязует меня находится в разных точках планеты. Я люблю Барселону, там есть все, что меня вдохновляет и устраивает. Думаю, пожить там пару лет было бы не плохо. Бали – очень личное для меня место. Словом, искусственных границ я себе не устанавливал и не собираюсь. Патриотизм – это выбор при наличии свободы выбирать. В иных случаях это бы уже не патриотизмом называлось.
– В чем ты еще хорош, кроме визуальных искусств?
Умею выслушать и посоветовать, если нужно. Умею вдохновлять и убеждать людей. Последние качества позволили бы мне стать хорошим психологом. Ну, или диктатором.
Изучайте живопись – там есть все, что нам надо. Прочтите книгу Александра Лапина «Фотография как». Высыпайтесь и занимайтесь спортом – сидячая работа до добра не доведет.
Приглашаем на двухдневный онлайн мастер-класс Ашота Геворкяна «Постановочная студийная съемка и рекламная ретушь», на котором «с нуля» и во всех деталях будет создаваться живой проект. Вас ждет полный съемочный день и целый день секретов постпродакшна.
Вам нужно войти или зарегистрироваться