Войти
через
   
Интервью с Ашотом Геворкяном: дорисованная реальность
Ашот Геворкян – успешный рекламный фотограф, клипмейкер, режиссер, оператор, монтажер, журналист, дизайнер, писатель и даже повар. Кажется, что первое, о чем следует его спросить – его «как проживать одновременно несколько жизней и не подавать виду».
Он катается на серфе и мотоцикле, изучает рекламу и маркетинг, преподает фотографию в школе Profile, играет в музыкальной группе, создает имиджевые ролики своего города и области, работает в креативном фотоагентстве, состоит в творческом объединении Smokin Heroes и является креативным директором собственной продакшн-студии.
image
– Давай начнем с очевидного вопроса, с которого все всегда начинают. Скажи, а эти татуировки ты себе набил, чтобы поработать с Black Star? Все-таки, русские рэперы – пацаны повышенной четкости, кого попало в клипмейкеры не позовут...
Вообще-то, обычно начинают с вопроса о том, как я начал свой творческий путь. Видимо, думают, что у меня должна быть какая–то нетривиальная история на этот счет. А я не знаю никого, у кого она нетривиальная. Ну, что там должна быть за офигительная байка? Про то, как маленький мальчик, воспитанный фермером, сделал свой первый фотоаппарат из картошки, а через месяц уже открыл картофельную фотобудку? Да будь у меня такая история – я бы уже сам стал рэпером. Но так как я обычный ребенок из интеллигентной семьи и истории про картошку у меня нет – пришлось делать татуировки, чтоб сойти за своего у необычных.
image
– Тогда расскажи про интеллигентное детство. Говорят, именно из него торчат уши всех карьерных скачков в чарующий мир шоубизнеса. Но это всего лишь теория, конечно.
Что до детства – я помню много преодолений, видимо, это – мой способ познания мира. Во всяком случае, мои амбиции вечно меня толкали что-то кому-то доказывать, и некоторые свои перформансы я вспоминаю с содроганием. К примеру, случай первого – и единственного в моем интеллигентном детстве – воровства во имя доказательства собственной крутости сильно повлиял на мое становление. Я тиснул денег у знакомого – так, что он не узнал. Мне было лет 13, я хотел показаться крутым перед своими одноклассниками. Это продлилось пару дней, моя мама быстро меня вычислила и мне потребовалось много времени, чтобы пережить этот позор. С тех пор, кажется, я готов вытерпеть многое, чтоб не оказаться снова в шкуре того жалкого ребенка, который краснел перед мамой.
– Ну а какие-то воспоминания, повлиявшие на творческое становление? Ты удивишься, но я все-таки буду задавать все эти вопросы про творческий путь.
Ну, если творческое – тут нужно говорить о визуальных впечатлениях, хотя, в каких-то случаях это был целый спектр эмоций, от которого в буквальном смысле ехала башня. Типичный пример, близкий, наверное, паре поколений детей – это толкиенутость. Я попал во вторую волну, то есть, только частично рехнулся на том, что написал Джон Толкиен, а большей частью, конечно, на том, что снял Питер Джексон. Из кинотеатра я вышел уже в невидимой кольчуге, а чуть позже она материализовалась на мне и на пару лет погрузила в дивный вымышленный мир. Мы отыгрывали целые сражения, бегая по лесу с мечами и луками, и это был не самый плохой вариант. В конце-концов, свежий воздух. В конце-концов, физкультура. А, мы про творческое становление? Ну, вот до сих пор я раз в месяц нахожу какой-то фильм, рекламу, фотографию или картину, которая не выходит у меня из головы неделями и заставляет глубже дышать. Я сохранил в себе эту внутреннюю впечатлительность, хотя снаружи это не так заметно, конечно.
image
– Физкультура зато снаружи очень заметна, не стану скрывать. Скажи, а на что тебе жалко потраченной в юности энергии? Есть такие вещи?
Ну, конечно. Школа в том виде, в котором она была и остается, во многом – расход энергии на то, что никогда не пригодится в реальной жизни. Мне, конечно, хватило ума просто отсеивать ненужное и даже сопротивляться ему, ну так ведь и на сопротивление нужно много времени. Об образовательной системе сейчас вообще много говорят, поэтому я – не буду, это не моя сфера. Но, как ребенок, перемолотый этой системой, замечу лишь, что было бы круто в школах заниматься и каким-никаким культурным развитием личности. Вот ты можешь назвать образованным человека, который не разбирается в искусстве и не умеет общаться? И я не могу. А меж тем, в большинстве школ нет ни психологии, ни искусствоведения.
– Наверное, это важные навыки для фотографа и видеографа, да?
Да, разумеется. Хотя, главное, все же, это способность видеть красоту и гармонию во всем, что тебя окружает. Надо не забывать концентрироваться на объектах, людях, атмосфере, предметах, их расположении в пространстве, цвете, свете. И, если практиковать слегка фанатичное восприятие всего прекрасного, можно в какой-то момент обнаружить в себе это самое пресловутое творческое начало. Ну и потом, будет развиваться вкус и внимание к деталям – своим, тем, за которые уцепился твой собственный глаз. А личное, воплощенное в творчестве, уже и делает нас индивидуальными творцами.
image
– Так уж вот и «прекрасное во всем, что окружает»? А как же уродство, несовершенство? Его ты тоже пропускаешь через себя?
Я все пропускаю через себя, вопрос лишь в том, как я к этому отношусь и что из этого извлекаю. Я ведь могу показать это красивым, верно? В конце концов, любой пейзаж можно обработать в Фотошопе, а на любое лицо добавить clone stamp или Liquify.
image
Ты снимаешь на белом фоне, а потом дорисовываешь новую реальность. Откуда у тебя столько фантазии? Как это происходит: ты сразу видишь полную картинку, или детали появляются уже в процессе обработки?
Нет, я никогда не вижу полной картинки. Вначале в голову приходит некая абстрактная идея, это может быть что угодно: увидел что-то в кино, на улице или даже у другого фотографа. Я эту идею записываю, даю ейкак следует отлежаться, и если через какое-то время я все еще считаю идею хорошей – начинается процесс пре-продакшна. Я накидываю раскадровку на бумагу – палочка, кружочек. Потом нахожу референсы, в которых выбираю цветовую гамму, композицию, цвет и все остальные детали. Мысленно и на бумаге совмещаю все вместе и – оппа: у меня есть условный конечный итог, которого нужно добиться. Это самый важный момент в творчестве – подготовка. А дальше я иду на студию и уже снимаю людей на фоне, держа в голове сюжет и перед глазами референсы. Следующий этап – это достижение нужных мне цветов и фактуры в Фотошопе.Это такой же процесс производства как, допустим, бутылирование сока, или изготовление мебели.
– У тебя много откровенно «мультяшных» работ, в которых, как раз, много Фотошопа. Наверняка ведь, кто-то критикует за это?
Да, есть даже специальные «хейтеры», которые оценивают мои картинки с позиций «много фотошопа-нормально фотошопа» и открывают мне на это глаза. Как раз это меня смущает меньше всего, ведь Фотошоп – это всего лишь инструмент для достижения результата. И его может быть столько, сколько этот результат от меня потребует. А еще часто слышу упреки, что я никак не могу определиться с тем, что я снимаю: в каком жанре и стиле. Это – тоже очень скучная тема, я люблю фотографию во всех ее проявлениях и вовсе не обязан «определяться». Случается, конечно, и здравая критика – вот она-то как раз и помогает мне сперва внутренне накалиться докрасна, потом преодолеть себя и в следующий раз уже более дотошно делать свою работу.
image
То есть, ты из тех, кого депрессивные состояния не вколачивают в землю, а, наоборот, в итоге заставляют расти над собой?
Отчаяние, депрессия или разочарование в себе – это очень сильные чувства. При таких сильных эмоциях я стараюсь держать разум в ясности и ищу какой-то алгоритм действий, который поможет мне выбраться. Только после преодоления сильных вспышек негативных чувств можно выйти на новый уровень и почувствовать на контрасте счастье и радость. Поэтому я не бегу от негатива, плохие чувства – тоже чувства. Но и специально не напрашиваюсь, конечно.
image
А когда хвалят – какие эмоции?
Задираю нос, разумеется. Нет, серьезно, хор восторгов ничего, кроме завышенной самооценки, в итоге не дает. Здравая критика – куда более конструктивный элемент. Я обычно просто фильтрую и первое и второе, стараясь держать себя в разумном балансе.
Как очень многими признанный специалист, дай совет непризнанным? Как перестать носиться со своей гениальностью, как с чемоданом без ручки, и, наконец, извлечь из нее пользу?
Всем «непризнанным» не хватает риска. И еще: многие считают, что все следят за их творчеством и все обязаны знать об их существовании. Это заблуждение. Свои работы нужно делать не «в стол», а напоказ, если творчеством хочется зарабатывать. А я не представляю, как быть счастливым, выбрав творческую профессию и не дав ей шанс себя прокормить. Как? Гениально снимать для пары друзей в свободное время, а с 9 до 19 продавать пылесосы? В лучшем случае превратишься в вечно бубнящего маргинала. Ну и, конечно, надо много работать: не существует ленивого, но признанного творца.
image
А нужно уметь что-то кроме своего дела? Ну, чтобы продаваться – надо же понимать рынок? Или кесарю – кесарево, а фотографу – фотографово?
Поначалу фотографово: в рекламной сфере я сперва делал все интуитивно и ставка была на «красивульку». Сейчас, уже с опытом, я понял, что знание психологии и маркетинга – это важные инструменты для достижения целей. Необходимо всегда держать в голове тот факт что рекламная фотография или видео имеют одну цель –продать. Продать за счет эстетической красоты, или мощной идеи или все вместе – но каждая деталь, эмоция, цвет, свет должны работать на то, чтобы продать продукт или услугу. Поэтому помимо ежедневных «процедур» развития вкуса, практики и прочего профессионального окультуривания, я стараюсь хвататься за сопутствующие вещи. Очень важно не упускать возможность постоянного самообразования.
image
– Во всех интервью ты взахлеб рассказываешь о Калининграде, в котором остаешься, несмотря на перспективы в любой момент свалить куда угодно. Не боишься стать заложником своих слов и застрять в любимом «болоте» как тот кулик?
Я искренне люблю свое болото, но однажды я его оставлю. Просто в голове засела сверхзадача доказать себе и молодым творческим ребятам что не место делает из тебя хорошего специалиста, а ты сам. Централизованность во всем в нашей стране меня не устраивает, но я не с ней борюсь, я просто протаптываю свои дорожки. Думаю, еще год-два – и качество и количество работы обязует меня находится в разных точках планеты. Я люблю Барселону, там есть все, что меня вдохновляет и устраивает. Думаю, пожить там пару лет было бы не плохо. Бали – очень личное для меня место. Словом, искусственных границ я себе не устанавливал и не собираюсь. Патриотизм – это выбор при наличии свободы выбирать. В иных случаях это бы уже не патриотизмом называлось.
– В чем ты еще хорош, кроме визуальных искусств?
Умею выслушать и посоветовать, если нужно. Умею вдохновлять и убеждать людей. Последние качества позволили бы мне стать хорошим психологом. Ну, или диктатором.
image
Изучайте живопись – там есть все, что нам надо. Прочтите книгу Александра Лапина «Фотография как». Высыпайтесь и занимайтесь спортом – сидячая работа до добра не доведет.
Приглашаем на двухдневный онлайн мастер-класс Ашота Геворкяна «Постановочная студийная съемка и рекламная ретушь», на котором «с нуля» и во всех деталях будет создаваться живой проект. Вас ждет полный съемочный день и целый день секретов постпродакшна.
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос
Вставьте этот код сразу после открывающего тега