Войти
через
   
5 эффективных схем света за 5 минут
Сегодня я бы хотел поговорить про несколько довольно распространённых кошмаров в жизни начинающих фотографов. Например, бывает такая ситуация: надо снимать в студии, но времени на настройки света нет, модель уже стоит и ждёт, время аренды пошло! За что хвататься, как всё настраивать, чтобы получить гарантированный результат?
Или вот тоже неприятная ситуация: нет чёткого понимания того, как работает студийное оборудование, опыта тоже мало, но заказчик хочет съёмку именно в студии! Что делать, как быть? Или вот ещё: вы пришли в студию, а приборов там не хватает по какой-то причине, у вас только один моноблок и тот же набор проблем, что выше — заказчик ждёт, нужен гарантированный результат… И так далее, пугать можно долго. Надеюсь, вы не попадёте в такие ситуации. Но, а если вдруг? Тогда надо быть во всеоружии!
Поэтому, когда дошли руки до уроков по студийному свету, то совместно с Liveclasses мы записали класс про несколько очень простых, но довольно эффективных способов работы со светом. На каждый из них вам понадобится всего один прибор и примерно 5 минут на настройку. А при известной сноровке и того меньше времени. Основной материал по ссылке

1. Настройки
В студии чаще всего снимают при помощи импульсного света. Если кратко, то это связано с желанием фотографов управлять светом: делать такой светотеневой рисунок, который нужен. Чтобы получить именно то освещение, которое хочется, нужно чтобы свет от приборов был намного мощнее, чем свет из окон и/или от ламп освещения. Постоянный свет для этих задач использовать можно, но, скорее всего, потребуется весьма ощутимая мощность приборов, что приведёт к большим затратам на электроэнергию. А ещё в студии будет очень жарко! Поэтому, фотографами чаще используются импульсные приборы (по сути — большие вспышки), которые дают сильный поток света, но на очень короткое время (около 1/10000 сек, плюс/минус).
Импульсные приборы, в свою очередь, имеют ограничения по настройкам. Например, с простыми моноблоками (так называются источники света, которые чаще всего используются в студиях) не получится использовать короткие выдержки (короче «времени синхронизации», в характеристиках фотоаппарата обозначается как X-sync). У разных камер предел будет разным, у какой-то это 1/250 сек, а у других — 1/160-1/200 сек. Поэтому, при съёмке в студии имеет смысл поставить выдержку в районе 1/100 — 1/125 сек.
Впрочем, изменение выдержки не сильно повлияет на изображение, ведь световой импульс у приборов длится всё равно намного короче, чем выбранная выдержка. Поэтому, будет ли у вас выставлено значение 1/125 или 1/60 сек — разницы по яркости картинки вы, скорее всего, вообще не увидите. А раз так, то установите комфортное значение, например 1/100 сек (чтобы с запасом и гарантированно).
Поскольку свет от основных приборов очень мощный, то ISO, как правило, устанавливается на минимальное значение.
Выдержка и ISO установлены и зафиксированы. Получается, что основным инструментом регулирования яркости изображения в студии является диафрагма! Чаще всего используется величина f/8 (плюс/минус), это та «печка», от которой пляшут. Если снимок получается слишком ярким, то диафрагму можно прикрыть. Если слишком тёмным — приоткрыть. Это если совсем на пальцах.
Если говорить про настройки студийных приборов, то имеет смысл поставить их примерно на 80% от максимальной мощности. Дело в том, что если вы поставите на них слишком малую мощность, то свет от приборов будет слабым и он будет смешиваться со светом из окон и/или от ламп освещения. И, скорее всего, получится «грязный свет». А если поставить слишком много (полную мощность, например), то, во-первых, приборы будут долго заряжаться для следующего кадра, а во-вторых, диафрагму придётся довольно сильно зажимать (что может привести к потере качества изображения из-за дифракционного предела). Ещё на большой мощности недорогие приборы могут быстро перегреваться, что, разумеется, не добавит комфорта при съёмке.
Итак, если резюмировать, то настройки для быстрого старта в студии таковы:
режим съёмки — мануальный (М)
выдержка — 1/100 (плюс/минус)
ISO — минимальное (100 или 200)
диафрагма — f/8 (далее регулируется по усмотрению)
мощность моноблока примерно 80%
 
Вуаля, можно снимать! Не забудьте только установить пускатель на горячий башмак фотокамеры и убедиться, что он срабатывает при каждом снимке, «поджигая» ваш прибор (давая команду на срабатывание импульса). Для этого нужно проверить, чтобы у вашей камеры была включена внешняя вспышка и чтобы она стояла в режиме принудительно срабатывания (в ручном режиме). Ещё имеет смысл проверить, чтобы пускатель (прибор, который даёт команду на срабатывание импульса) был настроен на нужный канал (если он работает по радио). Впрочем, тут вам могут помочь работники студии, это их обязанность. Не стесняйтесь у них спрашивать.

2. Регулировки
Яркость получаемого изображения можно регулировать несколькими способами. Первый я уже упоминал — можно закрывать/открывать диафрагму. Тут, я думаю, всё понятно. Второй способ — это регулировать мощность самого прибора (у каждого студийного моноблока есть крутилки, регулирующие его мощность). Третий — можно отодвигать или придвигать прибор относительно модели. Про этот способ чуть подробнее.
В работе со светом активно используется Закон обратных квадратов. Если сильно упрощать, то этот закон о том, что чем больше расстояние между источником света (в нашем случае — моноблоком) и освещаемым объектом (в студии — моделью), тем слабее освещается объект. Причём, зависимость обратно-квадратичная! То есть: отодвинули прибор от модели на метр — яркость освещения упала в 2 раза, ещё на метр — уже в 4 раза, ещё на метр — в 9 раз, так далее. Этот способ очень эффективен, особенно в тех случаях, когда прибор не поддаётся регулировке (он уже достиг своего предела настроек, он вообще не имеет регулятора или прибор расположен так высоко и неудобно, что лень туда лезть).
Мягкость/жёсткость света регулируется при помощи относительных размеров источника света. Для получения мягкого света берут большие насадки (софтбоксы), для жёсткого света — используют маленькие относительно модели источники света. Про это я всё подробно рассказывал в классах Как видеть свет, Как работает свет в фотографии и Светоформирующие насадки, повторяться сейчас смысла нет.
Тут стоит только держать в голове один нюанс: чем дальше вы отодвигаете любой прибор от модели, тем жёстче получается светотеневой рисунок. Даже самый большой софтбокс, отодвинутый в дальний угол большой студии, будет давать довольно жёсткий свет на модели, увы. Впрочем, как это можно обойти я показываю в этом классе.

3. Нюансы
Закон обратных квадратов действует постоянно и везде, наличие софтбокса на источнике света этого закона не отменяет. Это значит, что любой источник света освещает модель неравномерно. В этом нет ничего страшного, просто про это нужно помнить и управлять этим.
Например:
Здесь мы видим, что путь a намного короче, чем путь b. Поэтому, при таком расположении источника света относительно объекта съёмки, у вас будет получаться, что верхняя часть модели будет освещена ярче нижней. Само по себе это ни хорошо и ни плохо, просто данность. В некоторых ситуациях это может повредить кадру (когда хотелось снять равномерно освещённую модель), а в некоторых, наоборот — помочь (когда хочется, чтобы что-то было темнее и не привлекало внимание на снимке, например, чтобы руки были темнее лица).
Если же захочется более равномерного освещения, то имеет смысл отодвинуть источник света подальше от модели:
Тут уже будет получаться, что пути a и b хоть и не будут одинаковыми, но станут ближе друг к другу (по длине), что даст большую равномерность освещения. Правда, в этом случае будет несколько побочных эффектов:
освещённость модели снизится (прибор же стоит дальше)
жёсткость светотеневого рисунка увеличится (относительно модели прибор станет меньше)
тени будут ложиться иначе (это надо будет проконтролировать)
Ещё нужно помнить, что расстояние между прибором и моделью влияет на заполнение теней. Вот тут, например, путь a от источника света до модели намного короче, чему пути отражённого света b и c:
Поэтому, в ситуации, когда источник света стоит близко к модели, тени получаются чёрными (отражённый свет будет очень слаб по сравнению с основным). Но если мы отодвинем прибор от модели подальше, то теоретически получится вот что:
Тут мы видим, что путь a от источника света до модели сопоставим с путями отражённого света b и c, что сделает тени более заполненными (не такими чёрными). Заполнить тени можно как поставив модель ближе к стенке, так и придвинув с теневой стороны отражатель. Впрочем, разные способы управления светом, полагаю, мы ещё обсудим, оставайтесь с нами, как говорится.

P.S.: промокод MARTYNOV по-прежнему даёт 15% скидки на все классы, не только мои. Только, тсссс!
Антон Мартынов avatar
Котовладелец, эпикуреец, фотограф-искуситель в окружении прекрасных моделей и самый заметный обозреватель фототехники в рунете. Подписка на его блог – это своевременные инъекции полезной и приятной информации.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос
Вставьте этот код сразу после открывающего тега