Войти
через
   
Как снять короткий метр и попасть с ним на «Кинотавр»
Преподаватель сценарного мастерства в ProfileSchool Дарья Лебедева стала участницей Кинотавра 2021. Ее новый фильм «По разные стороны» был выбран из 500 000 короткометражек и поборется за первое место в номинации «Кинотавр. Короткий метр». Мы взяли у Дарьи небольшое интервью, чтобы поделиться с вами подробностями этого знакового события.

Дарья Лебедева – режиссер, сценарист, преподаватель
Почему Кинотавр – это круто?
Российский «Кинотавр» – это главный национальный кинофестиваль и лучшая стартовая площадка для молодых кинематографистов. Заявить себя на «Кинотавре» – значит попасть в самое сердце индустрии и получить мощную поддержку от коллег и продюсерских центров, найти финансирование на новые проекты, получить экспертную оценку своего труда и таланта.
Претендовать на награду «Кинотавра» можно в нескольких номинациях: «Лучший полнометражный фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший дебют», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Приз за операторскую работу», «Приз за лучший сценарий», «Приз за лучшую музыку», «Кинотавр: короткий метр», «Кинотавр: особое упоминание» и «Приз за вклад в российский кинематограф».
Многие номинации «именные» – и это, согласитесь, добавляет им вес. В частности, премия за лучший сценарий – это приз блистательного Григория Горина, за лучшую мужскую роль – премия Олега Янковского, за лучшую музыку – премия Таривердиева. Все призёры награждаются памятной статуэткой и денежной премией. Для примера: премия за полный метр – 625 тысяч рублей, за короткий – 125 тысяч рублей.
Статуэтка «Кинотавра», изготовленная ювелирным домом Mercury
За что борется преподаватель ProfileSchool?
Дарья Лебедева представляет на «Кинотавре» короткометражную ленту «По разные стороны». И фильм уже прошел жесточайший отбор! В этом году на участие в премии «Короткий метр» подали более 500 000 фильмов. Жюри принимало короткометражки продолжительностью не более 25 минут, отснятые в 2019 или 2020 годах.
Фестиваль выдвигает к фильмам-участникам строгие требования: до проведения конкурса ленты не должны транслироваться по телевидению или распространяться в сети, а также участвовать в других кинофестивалях за исключением некоторых специальных (фестиваля, который проводит ВГИК, фестиваля «Святая Анна» и Международного студенческого фестиваля ПитерКиТ).
Свой новый фильм «По разные стороны» Дарья и её команда сняли в 2020 году. События фильма разворачиваются во время митингов в Москве. В квартиру героя звонит испуганная незнакомка и просит у него убежища, уверяя, что она – случайная жертва полицейской расправы. История закручивается быстро и лихо: в фильме будет российский ОМОН, неожиданные повороты сюжета и, разумеется, мощный мотив о любви, которая должна преодолеть огромную пропасть, поставившую героев «по разные стороны» конфликта.
Фото со съемок фильма «По разные стороны». Дарья с актерами и командой
Мы попросили Дарью рассказать о выборе идеи для фильма, о стоимости съемок, о сложностях, которые ей пришлось преодолеть и о надеждах, которые она питает в связи с номинацией.
Дарья о номинации и о том, как всё получилось
– Я ни разу не была на «Кинотавре». Заезжала туда лишь однажды в качестве гостя. Поэтому конкурс этого года можно смело назвать дебютом. Разумеется, это волнительный опыт, свежие впечатления и огромная радость.
За этот год я сняла семь фильмов, которые отправила на разные фестивали – их сейчас великое множество. Московский международный кинофестиваль я покорила четыре года назад с фильмом «Каждый 88», на очереди был «Кинотавр». В отличие от МКФ на «Кинотавре» представлены только русские фильмы, но это не значит, что попасть туда менее престижно. В российском конкурсе участвуют самые мощные киношколы страны – «Школа индустрия», «ВГИК», «МШК» и многие другие. Более того, в последнее время прослеживается тенденция, когда знаменитые отечественные актеры с огромными командами профессионалов снимают свои собственные фильмы, выступая в них в качестве режиссера. К примеру, в этом году я соревнуюсь с Александром Петровым. А он не может снять плохо – у него огромный опыт, большие возможности.
Более того, «Короткий метр» – это сложная номинация. Ведь короткометражка – это просто способ выразить какую-то короткую мысль, мощный и понятный месседж. А значит, что к такому способу высказывания прибегают не только молодые режиссеры, но и вполне состоявшиеся и даже «забронзовевшие». Конкуренция огромная. Ожидания – тоже.
Мой фильм стал одним из 26 лент, прошедших огромный конкурс. Заявок в этом году было более 500 000 – это новый «бум» короткометражного кино и явный тренд, на который я бы советовала обратить внимание.
Жюри «Кинотавр»: короткий метр»: Ингеборга Дапкунайте, Юра Борисов, Наталья Дрозд, Андрей Золотарев, Егор Москвитин
Дарья об организационных сложностях и поддержке команды
– Разумеется, на «Кинотавр» просто так не поедешь. Даже если конкурсное жюри тебя уже выбрало. Начинается бумажная волокита, которая способна буквально добить любого творческого человека. Поэтому за спиной у творца должен стоять еще кто-то, кто предоставит опору и поддержку.
Уже девять лет мои проекты продюсирует Антон Тюриков. Он же следит за документами, контролирует договоры с актерами и операторами, общается с Минкультом и Госфильмфондом, следит за правильным оформлением диалоговых и монтажных листов – словом, прикрывает меня на всех фронтах. Один из самых непростых квестов перед поездкой на фестиваль – получение прокатного удостоверения. Для него и потребуется масса бумаг. Нужно добиться того, чтобы фильм был внесен в базу российских национальных фильмов, иначе никто никуда не едет. Без продюсера я бы это не вывезла.
Кроме того, занимайся я такими вещами сама – я бы не справилась и со съемкой. Один съемочный день стоит 120 тысяч рублей, и каждая минута у меня буквально на счету. Нет ни времени, ни денег на такие проволочки.
Дарья об ошибках молодых режиссеров
– Мало попасть в конкурс большого фестиваля. Нужно еще быть к нему подготовленным. Расскажу о главной ошибке, которую я допустила на своем первом кинофестивале класса «А». Я привезла туда фильм «Каждый 88» и была уверена, что этого достаточно. Что это уже огромная победа, и теперь каждый большой продюсер запомнит мое имя и предложит мне интересное сотрудничество. Большие продюсеры, действительно, подходили. «Классный фильм!» – говорили они. «А есть что-то еще?». У меня ничего больше не было. О чем я думала – непонятно.
На фестиваль нужно ехать не только с готовым продуктом, но и с новыми идеями, в которые можно вложиться. Это огромная торговая площадка, где тебе почти ничего не нужно делать: «Сами предложат, и сами всё дадут». Но у тебя должно быть что-то за душой, чтобы рассказать об этом. Новые планы, идеи, синопсис. В этот раз я подготовилась и надеюсь, что проведу время с большей пользой.
Дарья об идеях для фестивального кино
– Вряд ли нужно пытаться придумать какую-то специальную «хайповую» идею для кино с прицелом на национальный фестиваль. Фестивальное кино само задаёт тренды, а автор, который пытается их угадать, скорее всего, попадёт в ловушку. Он просто снимет плохое кино, потому что идея, которую он искусственно выдумает, не будет его личной историей. Всегда заметно, когда человек не горит своей темой и снимает что-то конъюнктурное.
Но, тем не менее, я немного поменяю направленность своего онлайн-курса «Сценарное мастерство» в ProfileSchool. Если раньше я пыталась просто выудить из студента его самую удачную с точки зрения съемки идею, развернуть её и помочь воплотить в готовый продукт, то теперь я буду стараться направлять учащихся по пути острых тем. Разумеется, мы все равно будем придумывать что-то вечное, ведь и история моего фильма, по сути, новое прочтение «Ромео и Джульетты». Но мы будем много говорить о коммерческом потенциале разрабатываемых на курсе идей.
Во-первых, ничего не мешает вам продвинуть свою идею для съемки безо всякого «Кинотавра». Сейчас огромное количество платформ, заинтересованных в таких идеях: Окко, ivi, Амедиатека, Кинопоиск и многие другие. Их и раньше было достаточно, а с пандемией они развернулись во всю свою мощь.
У нас на онлайн-курсе уже достаточно реализованных идей. С одним из своих студентов мы работали вместе, написали сценарий и сняли фильм. Его зовут Денис Подоляк, он очень круто проявил себя на курсе. Моя выпускница Мария Воронкова сняла уже два фильма, а сейчас работает над двумя сериалами, один из которых («Тайна») уже находится в производстве. Всегда есть возможности, если вы занимаетесь своим делом и любите его.
Послушайте, что рассказывают ученики об онлайн-курсе «Сценарное мастерство»:
С другой стороны, далеко не каждый, кто приходит на мой курс, уверен в себе и считает, что сценарное искусство – это его призвание. Многие просто идут попробовать себя в чем-то новом. И мой вам совет: если вы любите рассказывать истории – не тратьте свою жизнь на застольные беседы с приятелями. Приходите на курс! Возможно, ваши способности – это именно то, что нужно нашему кино. А я помогу вам их раскрыть и направить в нужное русло.
МЕЧТАЕТЕ УЗНАТЬ, КАК ПИШУТСЯ ИСТОРИИ ДЛЯ КИНО?
Попробуйте сценарный курс! Это онлайн-курс с самой мощной и непрерывной обратной связью. Преподаватель не просто научит вас превращать вашу фантазию в коммерческий продукт, но и буквально заставит поверить в себя и пойти покорять кинематограф. Всего один правильный шаг – и новый поворот в вашей жизни удивит даже вас самих. Узнать подробнее о курсе и записаться...
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии (10)
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Denis Podolyak, 19 сентября 2021 в 16:41 # | Ответить
Вот это вот да... Ноукомменц! 💚💚💚
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Валентина Федорова, 28 августа 2021 в 7:00 # | Ответить
Красивая и талантливая Дарья, успехов Вам! Искренне рада за Вас, и, да - это только начало))))
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Зенонас Пиечюс, 26 августа 2021 в 15:56 # | Ответить
Большой Удачи Вам Дарья и Вашей замечательной команде!!!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Сергей Логвинов, 26 августа 2021 в 14:03 # | Ответить
Рад за Дарью! Вот бы научиться писать сценарии ))
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Марина Булкина, 26 августа 2021 в 2:03 # | Ответить
Ура! Гордимся нашей Дарьей!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Мария Лепорская, 26 августа 2021 в 0:23 # | Ответить
Успеха, милая! Только вперёд!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Дарья Лебедева, 25 августа 2021 в 22:38 # | Ответить
Спасибо, Аленушка за интервью!!!

Спасибо вам, дорогие да добрые слова !!!!)
Это дико придаёт сил 💪🏼
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Анна Мацнева, 25 августа 2021 в 20:02 # | Ответить
Удачи Вам, Дарья ❤️ Всей душой с Вами!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Жанна Ангел, 25 августа 2021 в 19:50 # | Ответить
искренне желаю Победы!!!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Марина Хасибзянова, 25 августа 2021 в 18:40 # | Ответить
Большой и крепкой удачи вам! Хорошего начала и отличного продолжения!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос
Вставьте этот код сразу после открывающего тега