Преподаватель сценарного мастерства в ProfileSchool Дарья Лебедева стала участницей Кинотавра 2021. Ее новый фильм «По разные стороны» был выбран из 500 000 короткометражек и поборется за первое место в номинации «Кинотавр. Короткий метр». Мы взяли у Дарьи небольшое интервью, чтобы поделиться с вами подробностями этого знакового события.
Дарья Лебедева – режиссер, сценарист, преподаватель
Почему Кинотавр – это круто?
Российский «Кинотавр» – это главный национальный кинофестиваль и лучшая стартовая площадка для молодых кинематографистов. Заявить себя на «Кинотавре» – значит попасть в самое сердце индустрии и получить мощную поддержку от коллег и продюсерских центров, найти финансирование на новые проекты, получить экспертную оценку своего труда и таланта.
Претендовать на награду «Кинотавра» можно в нескольких номинациях: «Лучший полнометражный фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший дебют», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Приз за операторскую работу», «Приз за лучший сценарий», «Приз за лучшую музыку», «Кинотавр: короткий метр», «Кинотавр: особое упоминание» и «Приз за вклад в российский кинематограф».
Многие номинации «именные» – и это, согласитесь, добавляет им вес. В частности, премия за лучший сценарий – это приз блистательного Григория Горина, за лучшую мужскую роль – премия Олега Янковского, за лучшую музыку – премия Таривердиева. Все призёры награждаются памятной статуэткой и денежной премией. Для примера: премия за полный метр – 625 тысяч рублей, за короткий – 125 тысяч рублей.
Статуэтка «Кинотавра», изготовленная ювелирным домом Mercury
За что борется преподаватель ProfileSchool?
Дарья Лебедева представляет на «Кинотавре» короткометражную ленту «По разные стороны». И фильм уже прошел жесточайший отбор! В этом году на участие в премии «Короткий метр» подали более 500 000 фильмов. Жюри принимало короткометражки продолжительностью не более 25 минут, отснятые в 2019 или 2020 годах.
Фестиваль выдвигает к фильмам-участникам строгие требования: до проведения конкурса ленты не должны транслироваться по телевидению или распространяться в сети, а также участвовать в других кинофестивалях за исключением некоторых специальных (фестиваля, который проводит ВГИК, фестиваля «Святая Анна» и Международного студенческого фестиваля ПитерКиТ).
Свой новый фильм «По разные стороны» Дарья и её команда сняли в 2020 году. События фильма разворачиваются во время митингов в Москве. В квартиру героя звонит испуганная незнакомка и просит у него убежища, уверяя, что она – случайная жертва полицейской расправы. История закручивается быстро и лихо: в фильме будет российский ОМОН, неожиданные повороты сюжета и, разумеется, мощный мотив о любви, которая должна преодолеть огромную пропасть, поставившую героев «по разные стороны» конфликта.
Фото со съемок фильма «По разные стороны». Дарья с актерами и командой
Мы попросили Дарью рассказать о выборе идеи для фильма, о стоимости съемок, о сложностях, которые ей пришлось преодолеть и о надеждах, которые она питает в связи с номинацией.
Дарья о номинации и о том, как всё получилось
– Я ни разу не была на «Кинотавре». Заезжала туда лишь однажды в качестве гостя. Поэтому конкурс этого года можно смело назвать дебютом. Разумеется, это волнительный опыт, свежие впечатления и огромная радость.
За этот год я сняла семь фильмов, которые отправила на разные фестивали – их сейчас великое множество. Московский международный кинофестиваль я покорила четыре года назад с фильмом «Каждый 88», на очереди был «Кинотавр». В отличие от МКФ на «Кинотавре» представлены только русские фильмы, но это не значит, что попасть туда менее престижно. В российском конкурсе участвуют самые мощные киношколы страны – «Школа индустрия», «ВГИК», «МШК» и многие другие. Более того, в последнее время прослеживается тенденция, когда знаменитые отечественные актеры с огромными командами профессионалов снимают свои собственные фильмы, выступая в них в качестве режиссера. К примеру, в этом году я соревнуюсь с Александром Петровым. А он не может снять плохо – у него огромный опыт, большие возможности.
Более того, «Короткий метр» – это сложная номинация. Ведь короткометражка – это просто способ выразить какую-то короткую мысль, мощный и понятный месседж. А значит, что к такому способу высказывания прибегают не только молодые режиссеры, но и вполне состоявшиеся и даже «забронзовевшие». Конкуренция огромная. Ожидания – тоже.
Мой фильм стал одним из 26 лент, прошедших огромный конкурс. Заявок в этом году было более 500 000 – это новый «бум» короткометражного кино и явный тренд, на который я бы советовала обратить внимание.
Жюри «Кинотавр»: короткий метр»: Ингеборга Дапкунайте, Юра Борисов, Наталья Дрозд, Андрей Золотарев, Егор Москвитин
Дарья об организационных сложностях и поддержке команды
– Разумеется, на «Кинотавр» просто так не поедешь. Даже если конкурсное жюри тебя уже выбрало. Начинается бумажная волокита, которая способна буквально добить любого творческого человека. Поэтому за спиной у творца должен стоять еще кто-то, кто предоставит опору и поддержку.
Уже девять лет мои проекты продюсирует Антон Тюриков. Он же следит за документами, контролирует договоры с актерами и операторами, общается с Минкультом и Госфильмфондом, следит за правильным оформлением диалоговых и монтажных листов – словом, прикрывает меня на всех фронтах. Один из самых непростых квестов перед поездкой на фестиваль – получение прокатного удостоверения. Для него и потребуется масса бумаг. Нужно добиться того, чтобы фильм был внесен в базу российских национальных фильмов, иначе никто никуда не едет. Без продюсера я бы это не вывезла.
Кроме того, занимайся я такими вещами сама – я бы не справилась и со съемкой. Один съемочный день стоит 120 тысяч рублей, и каждая минута у меня буквально на счету. Нет ни времени, ни денег на такие проволочки.
Дарья об ошибках молодых режиссеров
– Мало попасть в конкурс большого фестиваля. Нужно еще быть к нему подготовленным. Расскажу о главной ошибке, которую я допустила на своем первом кинофестивале класса «А». Я привезла туда фильм «Каждый 88» и была уверена, что этого достаточно. Что это уже огромная победа, и теперь каждый большой продюсер запомнит мое имя и предложит мне интересное сотрудничество. Большие продюсеры, действительно, подходили. «Классный фильм!» – говорили они. «А есть что-то еще?». У меня ничего больше не было. О чем я думала – непонятно.
На фестиваль нужно ехать не только с готовым продуктом, но и с новыми идеями, в которые можно вложиться. Это огромная торговая площадка, где тебе почти ничего не нужно делать: «Сами предложат, и сами всё дадут». Но у тебя должно быть что-то за душой, чтобы рассказать об этом. Новые планы, идеи, синопсис. В этот раз я подготовилась и надеюсь, что проведу время с большей пользой.
Дарья об идеях для фестивального кино
– Вряд ли нужно пытаться придумать какую-то специальную «хайповую» идею для кино с прицелом на национальный фестиваль. Фестивальное кино само задаёт тренды, а автор, который пытается их угадать, скорее всего, попадёт в ловушку. Он просто снимет плохое кино, потому что идея, которую он искусственно выдумает, не будет его личной историей. Всегда заметно, когда человек не горит своей темой и снимает что-то конъюнктурное.
Но, тем не менее, я немного поменяю направленность своего онлайн-курса «Сценарное мастерство» в ProfileSchool. Если раньше я пыталась просто выудить из студента его самую удачную с точки зрения съемки идею, развернуть её и помочь воплотить в готовый продукт, то теперь я буду стараться направлять учащихся по пути острых тем. Разумеется, мы все равно будем придумывать что-то вечное, ведь и история моего фильма, по сути, новое прочтение «Ромео и Джульетты». Но мы будем много говорить о коммерческом потенциале разрабатываемых на курсе идей.
Во-первых, ничего не мешает вам продвинуть свою идею для съемки безо всякого «Кинотавра». Сейчас огромное количество платформ, заинтересованных в таких идеях: Окко, ivi, Амедиатека, Кинопоиск и многие другие. Их и раньше было достаточно, а с пандемией они развернулись во всю свою мощь.
У нас на онлайн-курсе уже достаточно реализованных идей. С одним из своих студентов мы работали вместе, написали сценарий и сняли фильм. Его зовут Денис Подоляк, он очень круто проявил себя на курсе. Моя выпускница Мария Воронкова сняла уже два фильма, а сейчас работает над двумя сериалами, один из которых («Тайна») уже находится в производстве. Всегда есть возможности, если вы занимаетесь своим делом и любите его.
Послушайте, что рассказывают ученики об онлайн-курсе «Сценарное мастерство»:
С другой стороны, далеко не каждый, кто приходит на мой курс, уверен в себе и считает, что сценарное искусство – это его призвание. Многие просто идут попробовать себя в чем-то новом. И мой вам совет: если вы любите рассказывать истории – не тратьте свою жизнь на застольные беседы с приятелями. Приходите на курс! Возможно, ваши способности – это именно то, что нужно нашему кино. А я помогу вам их раскрыть и направить в нужное русло.
МЕЧТАЕТЕ УЗНАТЬ, КАК ПИШУТСЯ ИСТОРИИ ДЛЯ КИНО?
Попробуйте сценарный курс! Это онлайн-курс с самой мощной и непрерывной обратной связью. Преподаватель не просто научит вас превращать вашу фантазию в коммерческий продукт, но и буквально заставит поверить в себя и пойти покорять кинематограф. Всего один правильный шаг – и новый поворот в вашей жизни удивит даже вас самих. Узнать подробнее о курсе и записаться...
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Спасибо вам, дорогие да добрые слова !!!!)
Это дико придаёт сил 💪🏼
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Вам нужно войти или зарегистрироваться