Чтобы научиться самостоятельно создавать музыку, будь то аудио-логотип или полноценный трек – одного терпения недостаточно. Есть набор необходимых навыков и качеств, которые нужны для обучения этому искусству. Их можно и нужно развивать. По просьбе Екатерины Евченко звукорежиссер, музыкант и преподаватель Артур Орлов объяснил, почему способности важнее таланта, а наличие грамотного наставника значит больше, чем хороший инструмент.
Музыкальный слух
Это не талант и не редкий дар, а просто врожденная способность чутко улавливать высоту и тембральные характеристики звуков, ощущать их связность. Все это позволяет полноценно воспринимать музыку и создавать ее самому. Существует не менее двенадцати видов музыкального слуха — абсолютный, интервальный, мелодический и т.д. Когда люди говорят, что им “медведь на ухо наступил” – часто они просто не знают о том, что слух у них, все-таки, есть. Он может быть атрофированным из-за того, что никогда не использовался по назначению. Но его легко “натаскать” – это дело техники. По словам Артура Орлова, тренировка музыкального слуха — процесс очень индивидуальный, и у кого-то он может занять продолжительное время, а кто-то очень быстро сделает прорыв.
Но если у вас действительно отсутствует музыкальный слух, потребуется очень много усилий и мотивации, чтобы развить его.
“Можно иметь чувство ритма, но не иметь слуха. Правда, работать с таким набором качеств будет непросто. Если у человека полностью отсутствует музыкальный слух, любое обучение музыки будет неэффективным. Писать музыку без наличия слуха – все равно что рисовать картину с закрытыми глазами. Я верю, что у кого-то может получиться шедевр, но в большинстве случаев это будет какая-то “шляпа”. Даже если вашей бабушке очень нравится, как вы играете, профессионал это оценит иначе”, — объясняет Артур Орлов.
Чувство ритма
Без чувства ритма невозможна любая музыкальная деятельность, человек обязательно должен слышать и чувствовать “пульс” звуков, чередование в нем сильных и слабых долей. Это тоже врожденное качество, но есть и хорошие новости — чувство ритма можно развить, как умение держать чашку или пользоваться зубной щеткой.
Но даже если вы одарены хорошим чувством ритма, необходимо его постоянно “прокачивать”, чтобы развиваться в создании музыки. Как? Учиться играть на музыкальных инструментах – в первую очередь, на тех, которые дают организованный ритм — барабаны, перкуссия. Чтобы в голове рождался ритм, нужна не муза и не вдохновение. У вас должен быть набор музыки, музыкальных фраз, считает Артур.
“Можно создавать в компьютерной программе барабанные партии, не будучи барабанщиком. Но если вы хотите выйти за пределы четырех тактов и создавать что-то классное, придется осваивать разные музыкальные инструменты, пусть даже на базовом уровне. Это открывает новые горизонты. Вы начнете создавать сами гораздо больше, а не “подрезать” у других. Необязательно знать классическую нотную запись, но умение играть на нескольких инструментах делает вас на 15 голов выше специалиста, который просто сидит и мышкой рисует квадратики в программе. И у вас больше шансов получить какой-то проект или интересное предложение”, — говорит Орлов.
Музыкальные способности
Конечно, круто, если у вас есть врожденный талант к музыке. Но даже его наличие не гарантирует успеха – считает Артур Орлов. Куда важнее самодисциплина, умение учиться и определенное упорство, которое помогает не “сдуться” на полпути, чем нередко грешат даже самые талантливые люди. Человек с хорошим музыкальным вкусом и чувством ритма, который годами оттачивает свое мастерство, добивается куда большего, чем вундеркинд без способности запоминать, зубрить, внимательно слушать.
“Когда я веду стримы, где в режиме реального времени что-то придумываю, записываю и обрабатываю, многие говорят: ну тебе легко, ты талантливый. Нет, я не талантливый. В моем случае это годы работы, “кровь и пот”. Был только Моцарт, которому с детства все удавалось, но другого Моцарта больше никто не видел. В большинстве случаев талант — это результат большой работы. Мои студенты это подтверждают своими результатами”.
Работа Дины Трифоновой — еще больше работ студентов слушайте на SoundCloud
Желание учиться создавать музыку
То есть не сиюминутный импульс в духе “драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота”, а именно твердое намерение заниматься музыкой. Людям, которые хотят, например, научиться играть на гитаре, Артур Орлов всегда рекомендует не покупать инструмент сразу, а одолжить его у знакомых. Просто для того чтобы гитара не пылилась в углу в том случае, если вы “перегорите” и поймете, что это не для вас. Это не значит, что вы ленивы или бесталанны, просто у вас гораздо лучше получится что-то другое — например, кулинарией заниматься.
“А бывает и так, что человек горит желанием научиться писать музыку или играть, но путается в обилии информации и онлайн-уроках на YouTube, и у него ничего не получается, либо выходит что-то не то. Очень важен наставник, который будет буквально за руку вести, контролировать и направлять. Новичок не умеет самостоятельно себя наставлять, в неизведанной для себя области даже нобелевский лауреат будет чайником. Очень важно найти своего педагога и не растерять талант”, — убежден Артур.
Когда вы ищете подходящего педагога, обращайте внимание не на его регалии, а на работы его выпускников, советует звукорежиссер. Работы “до” и “после” обучения могут сказать о мастерстве преподавателя гораздо больше, чем его творческие заслуги.
Адекватный подход к обучению
Скорее, адекватный подход к процессу обучения. Конечно, вам хочется как можно скорее записать абсолютный хит, но для этого придется освоить базу и пройти большой путь.
“Когда я начал учиться играть на гитаре, первым делом мне захотелось сыграть не песню Цоя, например, а Ингви Мальмстина, знаменитого гитариста-виртуоза. То есть сразу взял такую планку, до которой немногие профессионалы не дотягиваются. У меня ожидаемо ничего не получилось, и я сразу подумал, что бесталанный. Максимализм в таких делах — это даже прикольно. Но лучше начинать с азов под руководством грамотного преподавателя и набрать терпения, тогда все получится”, — рассказывает Артур Орлов.
Ингви Мальмстин — виртуоз, с которого лучше не начинать свои упражнения на гитаре :)
А вот наличие крутых инструментов и музыкального оборудования большой роли в обучении не играет – убежден преподаватель. Самая крутая гитара и супер-винтажный рояль не сыграет за музыканта, а самый современный микрофон не поможет, если вокалист не умеет петь. То же самое касается “железа” — неважно, какой мощности у вас компьютер. Он не сгенерирует за вас идею, не даст вдохновение.
С чего начать обучение создания музыки?
Если вы новичок, необходимо освоить теоретическую базу. Понять законы внутреннего устройства музыки, изучить аккорды и ноты, из которых они состоят, освоить принципы их использования. Также для начала хорошо бы “диагностировать” и натренировать ваш музыкальный слух и чувство ритма.
1 сентября стартует фундаментальный онлайн-курс “Теория музыки”, который будет вести Артур Орлов. Под его руководством вы освоите все азы, научитесь на слух подбирать любые мелодии и писать партии для разных инструментов. Будет много очень важных практических упражнений на “прокачку” музыкального слуха. Так, вы будете самостоятельно подбирать аккорды на прослушанную мелодию. Никаких рамок и традиций советских музыкальных школ — все практические занятия проходят с использованием музыки в самых современных жанрах. И конечно, в ходе обучения вы сможете задавать Артуру вопросы, в режиме онлайн получать подсказки и правильное направление для дальнейшего обучения.
Вам нужно войти или зарегистрироваться