Магия кино создается не только из мастерства актеров и съемочной группы, но и целого производственного процесса, в который вовлечены сотни человек. Только если каждый из них находится на своем месте, получается качественный кинопродукт. О том, какие специальности задействованы в этой “кухне”, рассказал нашему автору фотограф, видеограф и преподаватель аналоговой съемки и операторского искусства Дмитрий Скобелев. Возможно, вы созданы для одной из этих профессий.
Административная группа
Генеральный продюсер. Этот человек находится на вершине иерархии кинопроизводства. По сути, это арт-директор и предприниматель в одном лице, определяющий стилистику всего проекта, который он сам отобрал. Он же принимает решение о том, кого пригласить на проект, чтобы он наверняка “выстрелил”. Иногда генеральными продюсерами выступают режиссеры с большим авторитетом и послужным списком. Среди них Питер Джексон, Стивен Спилберг, Уолт Дисней.
Харви Вайнштейн – одиозная личность, гениальный продюсер
Линейный продюсер. “Правая рука” генерального продюсера по конкретным задачам (например, локациям) или проектам.
Исполнительный продюсер. “Главный бухгалтер проекта”, который отвечает за финансирование всех нужд съемочной группы, ведет коммерческую документацию. Это административная, а не творческая работа, которая требует большой ответственности и внимания.
Менеджер по площадке. Осматривает и выбирает локации для съемки. При необходимости занимается получением разрешения на съемки. Например, если нужно провести киносъемки на Красной площади или рядом с военным полигоном. Идеальная работа для тех, кто умеет коммуницировать, договариваться и уговаривать.
Группа сценаристов
Автор сценария. Тот самый человек, который написал сценарий к фильму или книгу (адаптацию), по которой создается экранизация. Чтобы стать сценаристом, необходим писательский талант, причем особенного свойства — важно уметь придумывать классные сюжеты и персонажей. Опытные продюсеры внимательно наблюдают за начинающими сценаристами, у которых есть “искра”. Нередки случаи, когда сценарий отбирают для проекта после множества неудачных попыток.
Редактор. Вычитывает сценарий, “причесывает” его, проверяет грамматику и пунктуацию, исправляет ошибки. Типичный “граммар-наци”, который может вырасти из хорошего корректора или редактора в издательстве.
Консультанты. Их привлекают для консультаций в узкой тематике сюжета. Например, снимают “Волк с Уолл-стрит” и приглашают специалистов по финансовому рынку. Для таких сложных проектов, как “Доктор Хаус” привлекают целую команду врачей-консультантов.
На съемках “Доктора Хауса” работала целая команда консультантов
Режиссерская группа
Режиссер-постановщик. “Дирижер” всего кинопроекта, который разбирается во всех этапах кинопроизводства. Он составляет расходную смету и календарный план постановки, подбирает творческий состав, в том числе – актерский. Проводит работу с актерами, принимает участие в создании эскизов по декорациям, костюмам, реквизитам, утверждает саундтрек. Руководит съемочным процессом и репетицией, контролирует монтаж, участвует в сдаче готового проекта.
Это самая ответственная работа, а потому и самая высокооплачиваемая. Чтобы стать режиссером даже средней величины, необходимо иметь огромный гуманитарный багаж и бэкграунд в самых разных областях.
Второй режиссер. На его плечах держится реализация всего проекта. Он работает над режиссерским сценарием, определяет хронометраж всех сцен. Собирает все данные от съемочной группы, от художника по костюмам до реквизитором. “Рулит” массовкой, следит за соблюдением съемочного графика, ведет отчетность по результатам съемочного дня и многое другое. Кинокомпании, продюсеры и режиссеры очень держатся за таких специалистов и готовы им хорошо платить.
Блогер и писатель Алеся Казанцева много лет работала вторым режиссером на кинопроектах
Помощник режиссера. Фактически это помощник второго режиссера. Он следит за сменой исполнителей на площадке и составляет график вызова актера с учетом времени их рабочей смены.
Кастинг-директор. Тот самый человек, с которым очень хотят дружить все актеры. Он не только подбирает актеров на все ключевые и второстепенные роли. Кастинг-директор также следит за художественной и психологической совместимостью, точно зная, какие актеры вместе смогут создать магию на экране, а кого лучше не собирать в одну команду.
Помощник режиссера по сценарию. Ведет учет по каждой сцене, чтобы в процессе съемок была правильно соблюдена очередность сцен и всех деталей. Также отслеживает количество отснятых за день сцен и страниц сценария, отмечает все отступления от него. Это тоже не творческая, а техническая специальность, требующая огромной скрупулезности.
Режиссер монтажа. Этот человек отвечает за все монтажные решения и выполняет “чистовую” сборку всего фильма. “В монтаже соединяется само время, протекающее в кадре”, — говорил Андрей Тарковский. Режиссер очень ценил искусство монтажа, сам принимал участие в монтаже своих фильмов и создал много технических решений.
Режиссер Андрей Тарковский на съемочной площадке
Специалист по плейбэк (англ. playback). Этот человек обеспечивает запись на видеоноситель для того, чтобы посмотреть отснятый дубль. Также организует плейбэк для контроля изображения со всех кинокамер.
Ассистент режиссера по актерам. “Кризис-менеджер” съемочной площадки. Встречает актеров по расписанию, следит, чтобы у них вовремя был горячий кофе, вызывает их на площадке. Помогает разруливать конфликтные ситуации, поэтому его коммуникативные навыки должны быть на высоте.
Актерский состав
Кроме актеров в главных и второстепенных ролях в кинопроизводстве активно участвуют дублеры. Они не актеры, но их привлекают для съемок благодаря их внешнему сходству с героями фильмов. Дублеры подменяют актеров при подготовке к фильмов или участвуют в при съемке разных трюков ил эротических сцен. Некоторые дублеры создают свой образ под конкретного актера и работают с ним в разных проектах.
Дублеры Аарона Пола, Брайана Крэнстона и Джонатана Бэнкса в сериале “Во все тяжкие”
Трюковая группа
Постановщик трюков. Этот человек должен не только знать, как разработать и поставить эффектные трюки в кадре, но и сделать их безопасными для исполнителя. А еще он должен понимать принципы построения видеоряда, чтобы ставить трюки по частям, чтобы в ходе исполнения никто не сломал руки-ноги, но чтобы смотрелось круто после монтажа. Джеки Чан, например, самостоятельно разрабатывает все трюки и боевые сцены в своих фильмах, этим же знаменит Брюс Ли.
Джеки Чан на съемках
Каскадеры и исполнители трюков. Нередко эту роль выполняют дублеры, если у них есть навыки каскадеров. Некоторые актеры выполняют опасные трюки самостоятельно, например - Том Круз.
Операторская группа
Оператор-постановщик. Один из ключевых людей на съемочной площадке. Именно благодаря мастерству оператора-постановщика даже неискушенный зритель отмечает классную операторскую работу. Этот человек не только отвечает за изобразительное решение кадров, но и определяет способ их реализации.
Некоторые операторы-постановщики вошли в историю кино и знамениты не меньше, чем режиссеры и сценаристы. Например, Эммануэль Любецки, снявший “Сонную лощину” и “Знакомьтесь, Джо Блэк” и Януш Камински с его “Спасти рядового Райана.
Януш Камински за камерой на съемках фильма “Спасти рядового Райана”
Второй оператор — это «руки» оператора-постановщика. Он непосредственно следит за съемкой выполняющий непосредственный контроль за съемкой кадра.
В свою очередь, оператор крана/стэдикама/коптера в совершенстве владеет нюансами съемки с этими системами.
Киномеханик занимается настройкой, сборкой, монтажом и сменой оптикой. Он должен это делать быстро и точно. Отличная работа для тех, кто любит технику, умеет с ней работать и не “тупит”, сталкиваясь со сложностями.
Первый ассистент оператора, который отвечает за фокус. Бесценный специалист, поскольку он должен чувствовать скорость движения и расстояния и точно определяет фокус. Эти ассистенты очень экономят время для съемочной группы, поэтому за классных специалистов очень держатся.
Оператор комбинированных съемок занимается съемкой трюковых кадров, а также различных творческих приемов. От обычного оператора отличается навыками съемок специальной аппаратурой, где требуются различные технические решения — хромакей, стоп-моушн и др.
Осветительный цех
Бригадир осветителей, гафер, художник по свету. Для этой профессии необходимы большие навыки работы со всеми видами света, ведь он прорабатывает все световые решения для каждой сцены. Его помощник дает указания осветителям, отвечает за наличие и работу необходимого оборудования.
Осветитель отвечает за расстановку света в соответствии с техническим заданием художника по свету. Умеет работать с любым светом и знает все тонкости для достижения необходимого результата. Подбирает фильтры, светоформирующие насадки.
Звуковой цех
Звукооформитель записывает синхронные шумы и создает имитацию необходимых шумов, начиная от топота копыт и заканчивая поцелуями.
Звукорежиссера перезаписи привлекают на финальном этапе создания проекта. Он занимается обработкой, сведением, локализацией и мастерингом звуков, готовит фильм к изданию на различных носителях.
Гримерный цех
Художник-гример создает образы для персонажей в соответствии с задачей режиссера-постановщика, придумывает решения для сложного грима. Например, если нужно “состарить” актера.
Особенно ценятся в кинопроизводстве художники по специальному гриму, которые создают имитацию различных эффектов на коже. Эти люди могут превратить красавицу в чудовище, а молодого человека в глубокого старика.
Гример Ники Ледерманн превращает Хоакина Феникса в Джокера
Костюмерный цех
Художник по костюмам создает одежду в соответствии с образом персонажа, соблюдая историческую достоверность и уместность каждого наряда. Это работа для тех, кто умеет и любить шить, создавать образы и стиль.
Эффектные наряды героинь сериала “Секс в большом городе” создала художник по костюмам Патриция Филд
Оружейно-пиротехнический цех
Пиротехник или супервайзер по спецэффектам занимается имитацией взрывов, выстрелов и стрельбы во время съемок «в живую». Что особенно важно, они обязаны обеспечить безопасность во время использования такой техники. Достаточно вспомнить оператора Галины Хатчинс и актера Брэндона Ли, которые погибли из-за ошибки оружейно-пиротехнического цеха.
Из-за роковой ошибки оружейного цеха Алек Болдуин застрелил оператора Галину Хатчинс
Цех декоративно-технических сооружений
Декоратором может стать человек, который имеет большой опыт оформления интерьеров и помещений. Ему помогает технолог декораций, который готовит план и спецификации по материалам для строительства декораций.
Бутафор создает имитацию декорациях любых поверхностей, будь то кирпичная стена или иней на окнах.
Реквизитор обеспечивает все необходимые вещи на съемочной площадке, от диванов до самоваров. Работа для веселых и находчивых, ведь иногда реквизит приходится собирать даже на “блошиных рынках”, особенно если необходимо создать аутентичную атмосферу прошлого. Так, знаменитый свитер Данилы Багрова нашли на барахолке в Санкт-Петербурге, а реквизит для мини-сериала “Чернобыль” по крупицам собирали в Киеве.
Реквизит для мини-сериала “Чернобыль” собирали на “блошиных рынках” Киева
Также в кинопроизводстве задействованы десятки, а иногда сотни представителей узких технических профессий — специалист по спецэффектам, цветоустановщик, механик съемочной техники и др.
Если вы не представляете себя в суете съемочной площадке и предпочитаете работать в одиночку за компьютером, это не значит, что вы не можете работать в кино. Есть множество важнейших профессий в киноиндустрии, которые вы можете освоить. Например, звукорежиссер, специалист по цветокоррекции, моушн-дизайнер, художник-раскадровщик, композитор.
С чего начать обучение видео-профессиям?
Как видите, в кинопроизводстве найдется место как для творческих личностей, так и “технарей”. Если вы мечтаете о лаврах знаменитых операторов, необходимо начать с базы.
Для новичков Дмитрий Скобелев проведет курс “Основы видеосъемки”. Он посвящен основным понятиям операторского мастерства. Дмитрий научит вас всему, что необходимо знать начинающему оператору.
Для тех, кто освоил матчасть, стартует курс “Практика видеосъемки”. Здесь вы отработаете полученные знания в деле. Например, научитесь снимать интервью, репортажи и видеоклипы.
Вам нужно войти или зарегистрироваться