Стоит ли покупать дорогостоящую фотокамеру, чтобы делать классные фото? Можно ли с помощью смартфона снять шедевр? Что необходимо учесть фотографу, чтобы его работы побеждали на международных конкурсах? Обо всем этом нашему автору рассказал Антон Мартынов, известный специалист в области фотографии и фототехники в России и за рубежом.
Чем дороже техника, тем лучше результат?
Это вопрос номер один у каждого начинающего фотографа. Но следом за ним имеет смысл задать и следующий: чем дороже сковородки — тем вкуснее еда? Вряд ли. Снимки делает фотограф, а не камера. Знаменитый Мирослав Тихий, например, вообще снимал на фотоаппараты, которые в буквальном смысле делал из мусора. Но при этом ему удавалось делать интересные фотографии, которые до сих пор выставляют в галереях. Более того, сам Питер Линдберг снимал, в том числе, на недорогой Nikon.
– “Профессиональный фотограф всегда использует технику, которая помогает ему решить определенную задачу. И если можно ее решить простым фотоаппаратом, он им пользуется. На сложных проекты, конечно, используется серьезная техника”, — поясняет Антон Мартынов.
Знаменитый “пророк распада и пионер хаоса” Мирослав Тихий мастерил фотокамеры из мусора и подручных материалов
Даже в решении сложных задач дорогостоящая фотокамера и объективы — вовсе не залог хорошего результата. Например, Leica, стоящая баснословных денег, нередко имеет более скромные технические характеристики, чем камеры попроще.
– “Чем меньше размер матрицы, тем компактнее и легче система. Такую камеру удобно носить с собой. Большая матрица — большой объем, тяжелее носить. Даже два объектива, равных по светосиле, углу зрения и другим характеристикам, могут иметь разный объем и вес, а цена отличается в полтора раза. Так что вы должны сами решить, нужна вам дорогая тяжелая камера или нет. Выиграете ли вы от этих вложений? Вряд ли”, — считает Антон Мартынов.
Объективы разного размера могут иметь сопоставимые технические характеристики
“Кроп” всегда хуже полного кадра?
Еще один популярный вопрос от новичков. При выборе фототехники Антон Мартынов рекомендует смотреть на размер матрицы, а на простые измеряемые параметры:
детализация
динамический диапазон
скорострельность
– “Считается, что чем больше мегапикселей, тем более детальным будет изображение. Но не все так просто, потому что на качество значительно влияет объектив и фильтры, которые стоят перед матрицей. Все зависит от того, какое технологическое решение выбрано в конкретной модели. Для печати фото любого размера достаточно 21-24 мегапикселей, будь то изображение размером с дом или картинка на пачку сигарет. Этих 24 мегапикселей вам хватит за глаза. Даже профессионал не всегда может на глаз определить, какой камеры сделаны снимки”, — объяснил Мартынов.
Конечно, если вы планируете фотографировать для рекламного агентства, у вас могут быть заказы на фото с большим разрешением. В брифах нередко указывают не менее 10 тысяч точек по горизонтали, поскольку агентства заказывают фото, а потом “режут” его на фрагменты. Но для любительской фотографии 100 мегапикселей вам совершенно точно не пригодятся – считает Антон.
Что касается динамического диапазона, то на профильных сайтах дается наглядное сравнение этого параметра у разных фотокамер. Как мы видим, большая матрица не дает больших преимуществ, а компактная камера не уменьшает диапазон.
Динамический диапазон сопоставим у фотокамер с разным объемом матрицы
Не влияет объем фотокамеры и на скорострельность. Для примера сравним профессиональную скорострельную “зеркалку” с механическим затвором и фотокамеру с электронным затвором. Первая дает 16 кадров в секунду, а с электронным затвором — 20 кадров в секунду. Если уменьшить поле изображения, то до 30 кадров в секунды. При этом обе камеры будут снимать со следящим автофокусом и определением экспозиции, хотя размеры у них разные.
– “Надо понимать, что скорострельность не является каким-то принципиально новым параметром. Nikon 1, представленный в 2011 году, уже тогда мог снимать 16 RAW в секунду. Правда, без автофокуса и замера экспозиции. С тех пор не изменилось принципиально ничего”, — отметил Антон Мартынов.
Размер фотокамеры не влияет на скорострельность
Если вы прямо сейчас выбираете себе фотокамеру под свои задачи, этот класс Антона Мартынова поможет вам в принятии решения - ВЫБОР ФОТОАППАРАТА
Можно ли снимать классные фото на смартфон?
Долгое время смартфоны в среде фотографов считались игрушкой для селфи и блогов. Но в 2012 году произошла революция — на обложке журнала Times появилась первая фотография, сделанная IPhone 4S. Потом начали появляться качественные фоторепортажи с футбольных матчей и другие интересные работы. В 2017 году глянцевый журнал Elle поместил на обложку фото Джорджа Энтони, снятого на IPhone 7+. Вопрос о том, можно ли считать смартфон полноценным фотоаппаратом, был закрыт раз и навсегда, ведь “глянец” предъявляет самые высокие требования к фототехнике.
Карьера смартфона как фотоаппарата окончательно состоялась после появления фото на обложке “глянца”
Технические характеристики смартфонов достигли таких высот, что сейчас они постепенно вытесняют фотокамеры. Продажи фототехники катастрофически упали, а статистика сервиса Flickr показывает, что большая часть опубликованных снимков были сделаны на смартфон. И теперь вопрос новизны “железа” и программного обеспечения становится первоочередным: чем новее смартфон, тем выше качество фотографий.
“Какой смартфон лучше подходит для фотографирования? Это очень “холиварная” тема. На рейтинге сайта Dxomark, который проводит синтетические тесты фототехники, на первый план выходят Honor, Huawei, Xiaomi. Но есть, например, ежегодный конкурс мобильной фотографии Mobile photo awards. Я скачал все фото за последние три года, ставшие призерами или попавшие в шорт-лист. Примерно половина из них была снята на IPhone, причем не только последних моделей”, — поделился Антон.
Хотите научиться делать крутые кадры на свой смартфон? Посмотрите класс Антона Мартынова - СЪЕМКА НА СМАРТФОН
Что нужно фотографу для создания шедевров?
– "Качественная техника и умение с ней обращаться — это важно. Но гораздо важнее творческие аспекты фотографии" – считает Антон Мартынов.
Идея фотографии. То есть, желание донести какую-то мысль или эмоцию через изображение. Идея во многом зависит от аудитории, которой вы хотите показать свою работу. По мнению Антона, 80% зрителей ничего не понимают в искусстве, удивить или впечатлить их очень легко. Например, эффектным пейзажем или смешным котиком. Если проводить аналогию с кулинарией, для такой публики фотограф готовит сосиски в тесте или заваривает “доширак”. Но эта аудитория не сможет дать вам признания и заработок. Если вам важны творческая и профессиональная самореализация, придется создавать идеи для аудитории, которая ценит искусство и разбирается в нем. В этом случае “дошираком” не обойтись, придется хорошенько подумать.
Свет. Базовые основы работы со светом очень хорошо разобраны в учебниках по рисованию, и Антон Мартынов советует начать с них. Важно, чтобы свет был чистым, упорядоченным, без лишних теней, работать на сюжет фотографии, показывать объем и фактуру объектов.
– “Если вы научитесь работать со светом, то всегда будете оставаться в самой нижней части “пирамиды” зрительской аудитории, где людям в принципе все равно какой свет, потому что они в этом не разбираются. Если вы хотите получать признание, нужно уметь более сложный продукт, который в том числе включает манипуляции с со светом”, — убежден Антон Мартынов.
Вот что бывает, когда фотограф не имеет представления о работе со светом — такое фото понравится вашей бабушке, но не профессионалу
Цвет. Он играет важнейшую роль в передаче эмоции и настроения, даже если речь о черно-белой фотографии. Есть простые критерии хорошей работы с цветом, которые профессионал видит невооруженным глазом:
отсутствие “чистых” цветов без оттенков, которых не бывает в природе;
сочетаемость цветов и отсутствие избыточной пестроты;
большая вариативность каждого цвета, много естественных оттенков в кадре.
Многие начинающие фотографы стремятся перевести свои снимки в черно-белое изображение, считая, что это их сделает более выразительными. Однако, отказ от цвета должен чем-то компенсироваться, иначе вы многое теряете, считает Антон Мартынов. Например, черно-белое изображение уместно в винтажной стилизации, для повышения уровня абстрактности, либо же при съемке обнаженного тела.
Композиция. Это различные приемы, позволяющие управлять вниманием зрителя. Мартынов предлагает раз и навсегда забыть про «золотое сечение», «правило трех третей» или миф о том, что зритель смотрит на фото слева направо. Исследования показания, что это досужие вымыслы, и они не работают. Есть основные приемы композиции, которые так или иначе используются в любой профессиональной фотографии:
Контраст — противопоставление чего либо чему либо. И это не всегда черное против белого, иногда контраст создает за счет образов и смыслов.
Связи — подобие чего либо чему либо, в том числе людей и объектов. Они чем-то похожи или в чем-то повторяют друг друга.
Ритм — многократное повторение значимых деталей или объектов.
Симметрия относительно одной из осей на фото. Она не должна быть геометрически строгой и делить кадр пополам, но так или иначе заставляет нас искать отличия
Фрейминг — помещение важных объектов съемки в рамку, обрамление за счет каких-то объектов — окон, дверных проемов, зеркало
– “Если эти правила не соблюдены, с большой долей вероятностью эта фотография не будет интересной. Каждый из этих приемов должен иметь цель, он должен влиять на сюжет”, — говорит фотограф.
В знаменитом фото Роберта Франка контраст достигается за счет не только цветов, но и смысла
Хотите отличать реально работающие приёмы от мифов, которыми обросло фотодело? Рекомендуем вам класс Антона Мартынова - 40 САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ В ФОТОГРАФИИ
Как научиться делать красивые фото?
Лучше начать с освоения базы под руководством профессионала. На своем курсе “Основы фотографии” Антон Мартынов буквально на пальцах объяснит, как работать с техникой и настройками, расскажет обо всех секретах профессиональной фотографии. Вы не только научитесь делать классные снимки, но и избавитесь от стереотипов и самоограничения. Во время обучения Антон будет постоянно давать обратную связь и оценивать ваши работы.
Даже если вы никогда не держали в руках фотокамеру, не переживайте — благодаря легкой и увлекательной подаче знания буквально “прилипнут” к вам. Курс также будет интересен и профессионалам, которые хотят освежить и прокачать уже имеющиеся навыки.
Вам нужно войти или зарегистрироваться