Войти
через
   
Как начинающему ретушеру продвигать себя — ликбез от Саши Чалдряна
Востребованные ретушеры не задаются вопросом, где искать заказчиков — клиенты сами их находят по “сарафанному радио”. Но если вы только в начале пути, придется приложить немало усилий и набраться терпения. О том, как грамотно сделать и упаковать привлекательное для заказчиков портфолио, где искать клиентов и как нарабатывать репутацию — рассказал нашему автору профессиональный ретушер и преподаватель Саша Чалдрян.

Почему ретушеру сложно продвигать свои услуги в 2022 году
Среди фотографов и ретушеров всегда была высокая конкуренция, в том числе, благодаря многочисленным онлайн-курсам “стань ретушером за два дня”. Желающих сделать успешную карьеру в этой сфере существенно больше, чем платежеспособных заказчиков. Пандемия значительно ужесточила этот рынок, а 2022 год внес еще более беспощадные изменений. Но есть и хорошие новости: даже сейчас у хороших ретушеров есть интересные проекты, в том числе — международные. Если вы готовы много трудиться над своим портфолио и нарабатывать связи в творческой среде, у вас есть все шансы развиваться в этой профессии.
— Сейчас конкуренция как никогда высока — говорит Саша Чалдрян. — В новой реальности останутся самые сильные ретушеры, которые любят свое дело. Рынок сворачивается, все довольно сложно. Кто молодец, тот и будет получать классные заказы и хорошо зарабатывать.
Как ретушеру собрать портфолио
Для портфолио можно создать свой сайт на Tilda или другом конструкте, либо выкладывать свои работы на странице в социальных сетях.
Начинающим специалистам Чалдрян советует ретушировать буквально все подряд: от горных пейзажей — до автомобилей и барышень в купальниках. Это позволит вам создать хорошее разноплановое портфолио и заодно определиться, в каких жанрах вам интереснее всего работать.
Включайте в портфолио свои работы по самым востребованным направлениям: портреты, пейзажи, предметные, интерьерные, репортажные фотографии. Даже если вы хотите специализироваться на портретах, важно показывать потенциальным работодателям, что флаконы и машины вы тоже умеете ретушировать. Это позволит вам больше зарабатывать. После того, как вы создадите базу, можно разнообразить портфолио в интересном для вас жанре.
По словам Саши Чалдряна, вы значительно повысите свои шансы на успех у заказчиков, если ваше портфолио будет:
Внушительным по размерам. Чем больше у вас разноплановых работ и съемок — тем больше доверия у потенциального клиента. Показывайте свой опыт и способности, это важно.
Разнообразное по жанрам и съемкам. Например, есть предметная ретушь, а есть бьюти-ретушь, то есть, флаконы, баночки, тюбики. Если на вашу страницу приходит потенциальный заказчик, который занимается косметикой, ему важно знать, что вы сможете ретушировать флаконы. Поэтому он будет внимательно изучать ваши работы в “предметке”.
Ваше портфолио должно быть разнообразно по жанрам.
Включите в портфолио побольше разнообразных съемок, но не пытайтесь лукавить.  Не стоит публиковать двадцать дублей одного и того же предмета или человека с одним светом, только в разных ракурсах. Достаточно одной удачной работы.
С картинка «до» и «после» ретуши. Обязательно уточняйте у заказчика, можете ли вы включить в портфолио исходник вместе с отретушированной картинкой. По словам Саши Чалдряна, обычно никто не против, но с точки зрения профессиональной этики это важно проговорить.
Показывайте результат “до” и “после ретуши
— Наиболее эффективной и наглядной подачей “до” и “после” будет мигание по клику, когда человек может буквально за секунды оценить результаты ваших усилий — объяснят Саша — Если у вас свой сайт, этот потенциал можно реализовать с помощью различных плагинов на Tilda. Вам придется потратить время, чтобы с этим разобраться. В Instagram это можно оформить в формате трехсекундного видео: три секунды “до” и три секунды “после”.
— Наиболее эффективной и наглядной подачей “до” и “после” будет мигание по клику, когда человек может буквально за секунды оценить результаты ваших усилий — объяснят Саша — Если у вас свой сайт, этот потенциал можно реализовать с помощью различных плагинов на Tilda. Вам придется потратить время, чтобы с этим разобраться. В Instagram это можно оформить в формате трехсекундного видео: три секунды “до” и три секунды “после”.
С указанием стоимости ретуши за один кадр. Впрочем, сам Чалдрян признает этот момент спорным, поскольку есть риск продешевить. Заказчику удобнее сразу видеть ценник, однако одну и ту же картинку можно отретушировать по-разному, и на это может уйти разное количество времени.
Можно заморочиться и сделать триптих с вариантами ретуши: долго и качественно, смешанная техника, дешево, но быстро. Другой вариант — не указывать стоимость работ в портфолио, а диптих или триптих с вариантами ретуши подготовить для переговоров с клиентом.
Мультиязычным. Ретушер — это удаленная работа, и совсем необязательно ограничиваться русскоязычными клиентами даже сейчас.
Для наглядности стоимости и результата работы можно сделать триптих с разными вариантами ретуши
Как правильно оформить и где продвигать портфолио
Кроме сайта или страницы в Instagram Саша Чалдрян рекомендует оформить портфолио в виде PDF-файла. Это понадобится для переговоров с заказчиком. Например, клиента интересует ретушь автомобилей, и вы сможете отправить ему часть портфолио только со съемками автомобилей.
Где размещать портфолио? Буквально везде, куда дотянетесь:
На своих страницах в соцсетях. Преимущество будет у тех, кто активно общается и имеет много подписчиков. Чем больше людей увидят ваши работы, тем больше шансов, что среди них окажется ваш потенциальный заказчик.
В профессиональных пабликах фотографов и ретушеров. Их очень много, особенно ВКонтакте. Ищите, оценивайте их активность, используйте любую возможность показать себя.
Создайте аккаунт на крупных агрегаторах услуг. Это freelance.ru, profi.ru и многие другие.
И конечно, продолжайте много практиковаться и регулярно пополнять портфолио.
Где начинающему ретушеру искать заказчиков
Это самый сложный вопрос, на который гуру фотографии и ретуши отвечают крайне неохотно. За долгие годы на рынке любой заметный специалист обрастает собственной клиентской базой, обеспечивающей его стабильными заказами. Потребуется проделать большой путь, чтобы прийти к этому. Вот что советует Саша Чалдрян своим студентам:
Ищите заказы на биржах фрилансеров. Не только разместить там свое портфолио, но и самому проявлять активность, каждый день мониторить предложения. Надо быть готовым к тому, что у 90% заказчиков на этих площадках весьма скромные бюджеты.
— С хорошими заказами ситуация та же, что и с попытками арендовать хорошую квартиру на ЦИАН, лучшие варианты отрывают с руками за минуты — объясняет Саша — Поэтому важно держать руку на пульсе и шевелиться. Даже если вы не получите денежных клиентов, это хорошая возможность пополнить портфолио и получить опыт переговоров.
Участвуйте в творческих конкурсах. Любых, даже с символическими призами. Вы должны как можно чаще показывать себя.
Знакомьтесь с фотографами. Это рекомендация для тех, кто занимается только ретушью и не фотографирует сам. Если это востребованный специалист и у него есть постоянный поток клиентов, он будет обеспечивать вас заказами. Обзавестись такими знакомствами можно в профессиональных пабликах и на творческих конкурсах.
Развивайте свой личный бренд. Не только ваше портфолио должно вызывать восхищение. Даже если вы встречаетесь со своими клиентами только в Zoom, у них не должно быть вопросов к вашему внешнему виду. Встречают по одежке, не забывайте об этом.
Развивайте личный бренд, помните, что “встречают по одёжке”.
— Постарайтесь побольше общаться в профессиональной среде, чтобы на вас работало “сарафанное радио” — говорит Саша. — Поверьте, вы не найдете лучше заказов, чем по личным рекомендациям людей, которые с вами сработались. “Вася, у меня есть классный ретушер, берет дорого, работает качественно” — когда о вас начнут так говорить, считайте, что вы состоялись в профессии.
Хотите больше узнать о ретуши, за которую вам хорошо заплатят? Запишитесь на курс Саши Чалдряна “Коммерческая ретушь”, где вы освоите полный цикл High-End ретуши, востребованной в рекламе и глянцевых журналах. Вы научитесь быстро оценивать исходники и все, что необходимо отретушировать, подбирать необходимые инструменты в Adobe Photoshop. В финале курса у вас будет готовый набор решений для задач самого высокого уровня сложности.
Екатерина Евченко avatar
Владелица корги, посол муми-троллей в России. Знает все обо всем, потому что писала про все и всегда, а если что-то не знает, то обязательно спросит у тех, кто знает, так как знакома с половиной страны, причем лучшей. Готова повторять и объяснять на пальцах и сделает это с уважением, ведь и сама людей творческих профессий уважает.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос
Вставьте этот код сразу после открывающего тега