Войти
через
   
Параллельный монтаж, джамп-кат, матч-кат: разбираем приемы и «ляпы» киномонтажа
Видеоблогеры очень любят разбирать приемы монтажа и “косяки” в знаменитых фильмах и сериалах. “Кто это вообще снимал, неужели они не видят?!” — возмущаются они, набирая тысячи просмотров. Поверьте, режиссеры монтажа все прекрасно видят, а то, что кажется “ляпом”, может быть техническим приемом. О том, как это работает, по просьбе нашего автора показал и рассказал голливудский монтажер и преподаватель школы Profile Дмитрий Ларионов.
Существует не менее десяти базовых приемов киномонтажа, которые десятилетиями “обкатываются” в самых разных фильмах. Рассмотрим самые популярные и заметные для широкого зрителя.

Параллельный монтаж (crosscutting, parallel edit)
Этот распространенный прием позволяет значительно сэкономить экранное время. Допустим, герой фильма должен доехать из пункта А в пункт В. Параллельный монтаж сокращает трехчасовое путешествие до 15 секунд четырьмя-пятью ключевыми планами, без акцента на мелких подробностях.
Отдельным пунктом Дмитрий Ларионов выделяет перекрестный монтаж. От параллельного монтажа этот прием отличается фактором одновременности. Так, в перекрестном монтаже события могут происходить в разное время время, переходить к от настоящему к прошлому. Или от реальности к сновидениям. Параллельный монтаж применяется в сценах, где события могут происходить в разных местах, но всегда в одно и то же время.
Эталонный пример — сериал “Секс в большом городе”, где сцены с главными героинями часто начинаются с фразы “А в это время, в другом конце города”.
“А в это время, на другом конце города”: прием параллельного монтажа часто использовался в этом культовом сериале
В параллельном монтаже существуют подвиды: длинный, короткий и гибридный.
Первый и ключевой признак длинного монтажа — это продолжительность кадра плюс-минус 30 секунд. Как правило, используется при “переключении” с одного персонажа на другого. Мы видим, что делает один герой, а после склейки нам показывают другого персонажа.
Этот прием мы все видели в знаменитой сцене встречи юного Джона Коннора с двумя Терминаторами.
— В своих фильмах Джеймс Кэмерон использует много классных приемов монтажа, очень эффектных и аккуратных. Всем, кто хочет чему-то научиться, стоит почаще смотреть его фильмы — говорит Ларионов.
Встреча Джона Коннора с двумя Терминаторами — эталонный пример длинного параллельного монтажа
Короткий параллельный монтаж отличается отсутствием пропусков. Этот прием используется для создания эмоционального напряжения или монтаже комических сцен. Как, например, в эпизоде фильма “Индиана Джонса. Сцена смонтирована таким образом, чтобы зритель видел каждое движение персонажа.
При коротком параллельном монтаже зритель видит каждое движение героя
Гибридный параллельный монтаж используется в эпизодах, где необходимо применить оба этих приема. ДЛя зрителя это выглядит как длинная сцена, где выделена каждая деталь. Классический пример — леденящий душу эпизод “Сияния”, где Джек Николсон ломится в дверь топором.
В знаменитом эпизоде “Сияния” использован прием гибридного параллельного монтажа
Хотите больше узнать о терминологии и приёмах монтажа?
Рекомендуем класс Дмитрия Ларионова “Теория монтажа: быстрый старт”
Джамп-кат (jump cut)
В истории кино и видео этот прием “изобретался” несколько раз, но его отцом-основателем считается режиссер Жан-Люк Годар. В своем фильме “На последнем дыхании” он многократно использует прием “перепрыгивания” из одной сцены в другую. До этого такой ход считался грубой ошибкой монтажа. В конце 80х джамп-кат “переоткрыли” создатели видеоклипов и представляли его как новое слово в монтаже.
В 21 веке первым этот прием начали использовать видеоблогеры, преимущественно из-за отсутствия опыта в монтаже. А сейчас джамп-кат широко применяется в длинных интервью в документальном кино.
— Джамп-кат можно сравнить с тортом, из которого ребенок вынимает ложкой все самые вкусные “розочки” и складывает их в одной тарелке. Исходник может быть 12 минут, а в монтаже сокращается до 2 минут. Склейки выглядят “рваными”, но очень органичными в руках профессионала — объясняет Дмитрий Ларионов.
“Прыгающие” сцены считались ошибкой монтажа, но Жан-Люк Годар сделал их художественным приемом
Матч-кат (match cut)
В отличие от джамп-кат этот прием никогда не был ошибкой и широко используется десятилетиями. Матч-кат соединяет два кадра через общий объект или действие. Есть три формулы склейки:
действие — действие
объект — объект
действие — результат
В эпизоде, где Иван Васильевич ест кильку, склейка сделана по формуле “действие — действие”. Сначала мы видим руку в консервной банке, а следом нам показывают саму дегустацию.
Сцена дегустации кильки в фильме “Иван Васильевич меняет профессию” — классический пример матч-кат
О том, какие бывают склейки и как это выглядит, Дмитрий Ларионов рассказывает на классе “Теория монтажа: типы склеек”.
“Киноляп” или художественный прием?
Когда какой-нибудь видеоблогер разбирает “косяки” монтажа в известных фильмах и сериалах, чаще всего он просто не понимает, о чем говорит, уверен Дмитрий Ларионов. Режиссеры монтажа очень внимательно смотрят отснятый материал и видят все нарушения “правила непрерывности”. Все эти “ляпы” допускаются сознательно, когда на одной чаше весов ошибка при съемке, а на другой — надежда на то, что сюжет и актерская игра больше заинтересуют зрителя.
— Один режиссер, которого я считаю своим учителем, говорил мне: “Дима, если зритель обращает внимание на цвет пуговиц героя, то у фильма большие проблемы” — говорит Ларионов — В случае с “киноляпами” монтажер рассчитывает на то, что вас больше захватит сюжет и актерская игра в “Терминаторе” или “Очень странных делах”, а не разница в цвете галстука.
Разберем самые популярные “киноляпы”:
Действие (action). Это ошибка в любых действиях актера на разных кадрах. Так, в эпической сцене встречи Шерлока и Мориарти у бассейна Бенедикт Камбербэтч держит пистолет в одной руке, потом берет его двумя руками. В следующем кадре пистолет снова оказывается в одной руке.
Почему режиссер монтажа, который отсматривал эту сцену, решил ее оставить? Очевидно там было что-то еще более неприемлемое, например, более слабая актерская игра. Режиссер выбрал этот дубль как наиболее удачный. По словам Ларионова, подобный “косяк” считается допустимым. Вряд ли у вас отпадет желание смотреть классный фильм дальше, если вы его заметите.
Встреча Мориарти и Шерлока у бассейна не обошлась без ошибок монтажа, но вряд ли это смутило поклонников сериала
Реквизит (props, content). На съемочных площадках всегда много суеты, поэтому даже в самых известных фильмах иногда встречаются ошибки в реквизите. Например, в одном кадре герой держит в руках телефон, а в следующем — телефон. Обычно это происходит когда одну и ту же сцену снимают долго по каким-то причинам.
Мешает ли вам наслаждаться “Приключениями Шурика” ошибка реквизитора, из-за которой в одной кадре в колбасе четыре таблетки, а в следующей пять? Вряд ли.
Типичная ошибка в реквизите: в первом кадре в докторской колбасе четыре таблетки, а в следующей — пять
Нарушение композиции (screen position). Например, когда расстояние между актерами в статичных сценах меняется от кадрах к кадру. Допустим, в одной сцене герои стоят в метре друг от друга. После склейки — нос к носу.
Нарушения по звуку (sound). Зритель не всегда замечает ошибки глазами. Бывают «ляпы» и в организации звука. Допустим, в одном кадре актер сидит в помещении, работает телевизор и кондиционер, а после склейки кондиционера нет и телевизор не слышен.  К счастью, благодаря звукорежиссерам эти нарушения легко исправить, поэтому они встречаются достаточно редко.
Атмосфера (atmosphere). В сцене из фильма «День независимости», где Уилл Смит волочит по пустыне инопланетянина, нам крупным планом показывают облака. А следующем кадре небо чистое. Но поскольку это остросюжетный фильм, с большой вероятностью “киноляп” заметили только самые внимательные и придирчивые зрители.
В фильме “День независимости” облака над пустыни резко сменяются чистым небом
Освещение (lighting). Чаще всего эту ошибку допускают на съемках в естественном освещении, особенно когда одну сцену снимают в разные дни. Например, в одном кадре видна тень от носа на лице героя, потому что часть этой сцены снимали в солнечный день день, а через пару секунд ее уже нет — погода была пасмурной.
Историческое несоответствие (history mismatch). Излюбленный вид киноляпов у зрителя. Например, когда в фильме про Средневековье “слезают” провода или картонный стаканчик из Starbucks.
Хотите больше узнать о приемах монтажа?
Запишитесь на курс “Теория монтажа. Базовый курс”. Дмитрий Ларионов сумел уместить пятилетнюю программу программу специальных вузов в два уровня академической теории, и это — первая часть.
Вы освоите все приемы монтажа, разберете “эффект Кулешова” и нарушения “правила непрерывности”. Захватывающие практические задания и их разборы полностью перевернут ваши представления о кино.
Курс рекомендуется как новичкам, так и опытным специалистам по монтажу, которые хотят “освежить” свои знания.
Екатерина Евченко avatar
Владелица корги, посол муми-троллей в России. Знает все обо всем, потому что писала про все и всегда, а если что-то не знает, то обязательно спросит у тех, кто знает, так как знакома с половиной страны, причем лучшей. Готова повторять и объяснять на пальцах и сделает это с уважением, ведь и сама людей творческих профессий уважает.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос
Вставьте этот код сразу после открывающего тега