В чем проблема
Ты знаешь с десяток онлайн-школ, предлагающих обучение через интернет и даже иногда переходишь по ссылкам из их рекламных объявлений. Половина этих школ не вызывает у тебя никакого доверия (кто эти люди?), а вторая половина смущает тебя тем, что снимает с себя всю ответственность за результат, которого ты достигнешь. Наш PR-директор с 15-летним опытом на образовательном рынке написала для тебя чек-лист, который поможет тебе быстро отсеять 90% предложений и сосредоточиться на паре школ, которые действительно делают качественный образовательный продукт.
Дело может быть не в тебе
Начнём с простой максимы, которая часто «вывозит» в самых непонятных ситуациях. Ты реально сомневаешься? Что-то тебя не на шутку смущает, но ты не можешь понять, что конкретно, поэтому списываешь нежелание сделать первый шаг на свою лень и привычку ничего не доводить до конца? Дело может быть не в тебе! Наш мозг - это сложный эволюционный механизм, в котором даже пресловутая интуиция - это результат беглого анализа, не до конца отрефлексированного и разложенного по полочкам. Возможно, мозг просто заметил реальные причины не учиться в конкретной школе, а твоя задача - просто рационализировать то, во что он заставил тебя поверить. Сложно? Давай разберёмся.
Первый тест: инфоцыгане
Ты бегло листаешь список курсов, тренингов, направлений обучения, преподавателей - и поражаешься обилию возможностей, предоставленных в рамках одной только школы, о которой, к тому же, впервые слышишь. Они обучают маркетингу и диетологии, программированию и 3D-графике, кинопродакшну и медицине, созданию бизнесов и иностранным языкам. Вспомни: даже в классических вузах был намёк на специализацию! Вузы назывались политехническими и педагогическими, медицинскими и экономическими. Не слишком ли много берет на себя онлайн-школа? Спроси себя, а не свидетельствует ли это о погоне за «хайпом» и создании курсов исключительно по рейтингам «самых продающихся»?
Знаете, я и сам своего рода преподаватель.
Второй тест: нереальные обещания
По клику на любую учебную программу перед тобой открываются креативы успешных маркетологов, обещающих тебе нереальные вещи? Ты же понимаешь, что невозможно ничего освоить за 6 уроков, даже если преподавать тебе будет сам Аристотель? Обрати внимание на следующие маркеры:
вся страница курса состоит из описаний того, что ты будешь уметь после прохождения обучения, но нигде нет абзаца, в котором говорится, что ты уже должен уметь, чтобы успешно освоить программу. Понимаешь, что это значит? На курсе по съемке в одной группе с людьми, оснащенными последними марками зеркалок, будут девочки с айфонами. На курсе по программированию вместе будут учиться сммщицы и выпускники матмеха. Да и в конце-концов, программа может оказаться для тебя слишком сложной или, напротив, слишком простой и очевидной. Ведь другого тебе не обещали.
все обещания «перегреты»: после базового курса тебе гарантируют конкурентное портфолио, а должны были гарантировать лишь то, что ты освоишь инструментарий и научишься делать простые продукты. Звучит не клёво, зато честно. Ведь в первом классе не готовят писателей, там учат читать по слогам.
школа обещает трудоустройство после прохождения обучения. Задумайся! Образование - это и без того сложный бизнес, завязанный на куче процессов: найм первоклассного персонала, формирование единой методологии преподавания, поддержка и сопровождение учащихся, создание стандартов и масса коммуникаций по внедрению в инфополе найма полученных учащимися сертификатов. В каком месте здесь может возникнуть полноценное хантинговое агенство, предполагающее совсем другой опыт и другую специфику бизнеса?
Более того, рассуди: а не пытается ли онлайн-школа заработать на тебе второй раз, продав твои услуги «паровозным» конторам за зарплату, которая в разы ниже рынка, или вообще считается «стажерской»? Возникает вопрос: а как они делали свою основную работу по твоей подготовке как специалиста, если после подготовки ты - еще стажер?
школа обещает вернуть тебе деньги, если ты останешься недоволен обучением. Сразу ищи «дисклеймеры»: где-то в пользовательском соглашении будет мелкий шрифт, в котором указана масса причин не возвращать тебе никакие деньги. Ведь возможность тебе предоставлена, а то, что ты не сумел ей воспользоваться - только твои проблемы.
Нужны инсайды? Лови! Многие школы «с репутацией» действительно возвращают деньги. Например, в случаях форс-мажоров, которые либо очевидны для всех (болезнь, катастрофа и т.д), либо рассматриваются индивидуально для каждого ученика. Но школа с репутацией никогда не напишет об этом на «продающей» странице курса, потому что это вопрос порядочности и лояльности, а не какой-то маркетинговый «крючок» для повышения продаж.
Третий тест: медийные лица
Курс по сценарному мастерству рекламирует известный сценарист, на которого ты молишься уже не один десяток лет? Задумайся: а каково его участие в самом обучении? Зачастую медийное лицо - это просто способ заставить тебя купить курс, поверив, что именно это лицо и будет тебя обучать. На деле лицо ангажировано просто для того, чтобы привлечь твое внимание. А обучать тебя будут «кураторы», которые не имеют никакого отношения ни к лицу, ни к сценарному делу.
Бывают варианты «посредине». Лицо начитало одну из лекций или предоставило материалы. Но оно точно не сидит с тобой в онлайне, не проверяет твои «домашки» и не взаимодействует с тобой напрямую. При этом, ты заплатил серьёзные деньги в расчете учиться именно у этого человека. Несправедливо? Да. Но тебе всегда подсунут «пользовательское соглашение», по которому формально твои права не нарушены.
А хорошие маркеры есть?
Есть. И хоть репутационные институты в нашей стране еще только формируются, ты всегда можешь рассчитывать репутационный шлейф от деятельности любого образовательного объединения.
Первое: Обрати внимание на срок деятельности школы на рынке. Если школа существует более десяти лет - она вряд ли в состоянии эффективно «зачистить» все следы своей деятельности. Помни: интернет помнит всё.
Второе: Поищи отзывы выпускников: на сайте школы, в социальных сетях, в сообществах Telegram, на сайтах-отзовиках. Обрати внимание на их количество, их качество, их стилистику и тональность. Похоже на реальные отзывы? Ты на верном пути.
Третье: Формируй ожидания не по восхищенным, а по нейтральным или нейтрально-положительным отзывам. Многие студенты описывают свой пользовательский опыт довольно подробно: что понравилось, что не понравилось. Что получилось, а что получилось не очень. Вряд ли это реклама - это чистый срез результата.
Четвертое: Зайди в каналы, сообщества, чаты. Задай вопрос, пообщайся с учащимися и выпускниками. Это живые люди, которые поделятся с тобой любой информацией.
Пятое: напиши в поддержку. Да, заранее. Это может быть администрация паблика в социальных сетях или официальная кнопка поддержки на сайте. Тебе ответили? Тебе помогли? Экстраполируй этот опыт: так же тебе будут отвечать в процессе обучения.
Шестое: найди записи бесплатных уроков, мастер-классов, презентаций. Как щедро школа делится своим обучающим контентом? Ты можешь что-то посмотреть заранее, чтобы не приобретать кота в мешке? Нашел кучу материала? Ты на верном пути.
Седьмое: посмотри, а делится ли школа реальными работами своих учеников, выполненными в процессе или по окончании обучения. Это и есть результат. И ни одна уважающая себя школа не откажет себе в удовольствии похвастать выпускниками и приобщиться к их успеху. Нашел? Ты на верном пути.
А какие еще критерии выбора?
Как это ни странно - симпатия. Какова бы ни была школа, какие бы стандарты она не устанавливала и какую бы репутацию качества не создала себе на рынке - учить тебя будет конкретный преподаватель. Иван Петрович или Елена Владимировна. Тебе нравится, как они говорят, двигаются в кадре, шутят, ворчат, объясняют сложные вещи? Тогда ты на верном пути. Нейробиологи давно доказали, что эффективность нашего обучения во многом зависит от эмоций и личных отношений, которые мы выстраиваем с преподавателем. Представь: тебе стыдно будет подвести этого замечательного человека, вложившего в тебя душу и время? Ты на верном пути. Тебе будет приятно общаться с ним во внеурочное время, чувствовать его поддержку, веру в тебя, покровительство? Ты нашел своего человека!
Выбирайте преподавателей, которые вам симпатичны
Ловите ресурсы школы, которые помогут вам составить мнение о нашей работе. Мы ей гордимся и поэтому - демонстрируем.
А это - наши телеграм-сообщества без цензуры и цензоров с учениками и выпускниками, где вы можете пообщаться и спросить что угодно.
Вам нужно войти или зарегистрироваться