Войти
через
   
Я не доверяю онлайн-обучению. Я не прав?
В чем проблема
Ты знаешь с десяток онлайн-школ, предлагающих обучение через интернет и даже иногда переходишь по ссылкам из их рекламных объявлений. Половина этих школ не вызывает у тебя никакого доверия (кто эти люди?), а вторая половина смущает тебя тем, что снимает с себя всю ответственность за результат, которого ты достигнешь. Наш PR-директор с 15-летним опытом на образовательном рынке написала для тебя чек-лист, который поможет тебе быстро отсеять 90% предложений и сосредоточиться на паре школ, которые действительно делают качественный образовательный продукт.
Дело может быть не в тебе
Начнём с простой максимы, которая часто «вывозит» в самых непонятных ситуациях. Ты реально сомневаешься? Что-то тебя не на шутку смущает, но ты не можешь понять, что конкретно, поэтому списываешь нежелание сделать первый шаг на свою лень и привычку ничего не доводить до конца? Дело может быть не в тебе! Наш мозг - это сложный эволюционный механизм, в котором даже пресловутая интуиция - это результат беглого анализа, не до конца отрефлексированного и разложенного по полочкам. Возможно, мозг просто заметил реальные причины не учиться в конкретной школе, а твоя задача - просто рационализировать то, во что он заставил тебя поверить. Сложно? Давай разберёмся.
Первый тест: инфоцыгане
Ты бегло листаешь список курсов, тренингов, направлений обучения, преподавателей - и поражаешься обилию возможностей, предоставленных в рамках одной только школы, о которой, к тому же, впервые слышишь. Они обучают маркетингу и диетологии, программированию и 3D-графике, кинопродакшну и медицине, созданию бизнесов и иностранным языкам. Вспомни: даже в классических вузах был намёк на специализацию! Вузы назывались политехническими и педагогическими, медицинскими и экономическими. Не слишком ли много берет на себя онлайн-школа? Спроси себя, а не свидетельствует ли это о погоне за «хайпом» и создании курсов исключительно по рейтингам «самых продающихся»?
Знаете, я и сам своего рода преподаватель.
Второй тест: нереальные обещания
По клику на любую учебную программу перед тобой открываются креативы успешных маркетологов, обещающих тебе нереальные вещи? Ты же понимаешь, что невозможно ничего освоить за 6 уроков, даже если преподавать тебе будет сам Аристотель? Обрати внимание на следующие маркеры:
вся страница курса состоит из описаний того, что ты будешь уметь после прохождения обучения, но нигде нет абзаца, в котором говорится, что ты уже должен уметь, чтобы успешно освоить программу. Понимаешь, что это значит? На курсе по съемке в одной группе с людьми, оснащенными последними марками зеркалок, будут девочки с айфонами. На курсе по программированию вместе будут учиться сммщицы и выпускники матмеха. Да и в конце-концов, программа может оказаться для тебя слишком сложной или, напротив, слишком простой и очевидной. Ведь другого тебе не обещали.
все обещания «перегреты»: после базового курса тебе гарантируют конкурентное портфолио, а должны были гарантировать лишь то, что ты освоишь инструментарий и научишься делать простые продукты. Звучит не клёво, зато честно. Ведь в первом классе не готовят писателей, там учат читать по слогам.
школа обещает трудоустройство после прохождения обучения. Задумайся! Образование - это и без того сложный бизнес, завязанный на куче процессов: найм первоклассного персонала, формирование единой методологии преподавания, поддержка и сопровождение учащихся, создание стандартов и масса коммуникаций по внедрению в инфополе найма полученных учащимися сертификатов. В каком месте здесь может возникнуть полноценное хантинговое агенство, предполагающее совсем другой опыт и другую специфику бизнеса?
Более того, рассуди: а не пытается ли онлайн-школа заработать на тебе второй раз, продав твои услуги «паровозным» конторам за зарплату, которая в разы ниже рынка, или вообще считается «стажерской»? Возникает вопрос: а как они делали свою основную работу по твоей подготовке как специалиста, если после подготовки ты - еще стажер?
школа обещает вернуть тебе деньги, если ты останешься недоволен обучением. Сразу ищи «дисклеймеры»: где-то в пользовательском соглашении будет мелкий шрифт, в котором указана масса причин не возвращать тебе никакие деньги. Ведь возможность тебе предоставлена, а то, что ты не сумел ей воспользоваться - только твои проблемы.
Нужны инсайды? Лови! Многие школы «с репутацией» действительно возвращают деньги. Например, в случаях форс-мажоров, которые либо очевидны для всех (болезнь, катастрофа и т.д), либо рассматриваются индивидуально для каждого ученика. Но школа с репутацией никогда не напишет об этом на «продающей» странице курса, потому что это вопрос порядочности и лояльности, а не какой-то маркетинговый «крючок» для повышения продаж.
Третий тест: медийные лица
Курс по сценарному мастерству рекламирует известный сценарист, на которого ты молишься уже не один десяток лет? Задумайся: а каково его участие в самом обучении? Зачастую медийное лицо - это просто способ заставить тебя купить курс, поверив, что именно это лицо и будет тебя обучать. На деле лицо ангажировано просто для того, чтобы привлечь твое внимание. А обучать тебя будут «кураторы», которые не имеют никакого отношения ни к лицу, ни к сценарному делу.
Бывают варианты «посредине». Лицо начитало одну из лекций или предоставило материалы. Но оно точно не сидит с тобой в онлайне, не проверяет твои «домашки» и не взаимодействует с тобой напрямую. При этом, ты заплатил серьёзные деньги в расчете учиться именно у этого человека. Несправедливо? Да. Но тебе всегда подсунут «пользовательское соглашение», по которому формально твои права не нарушены.
А хорошие маркеры есть?
Есть. И хоть репутационные институты в нашей стране еще только формируются, ты всегда можешь рассчитывать репутационный шлейф от деятельности любого образовательного объединения.
Первое: Обрати внимание на срок деятельности школы на рынке. Если школа существует более десяти лет - она вряд ли в состоянии эффективно «зачистить» все следы своей деятельности. Помни: интернет помнит всё.
Второе: Поищи отзывы выпускников: на сайте школы, в социальных сетях, в сообществах Telegram, на сайтах-отзовиках. Обрати внимание на их количество, их качество, их стилистику и тональность. Похоже на реальные отзывы? Ты на верном пути.
Третье: Формируй ожидания не по восхищенным, а по нейтральным или нейтрально-положительным отзывам. Многие студенты описывают свой пользовательский опыт довольно подробно: что понравилось, что не понравилось. Что получилось, а что получилось не очень. Вряд ли это реклама - это чистый срез результата.
Четвертое: Зайди в каналы, сообщества, чаты. Задай вопрос, пообщайся с учащимися и выпускниками. Это живые люди, которые поделятся с тобой любой информацией.
Пятое: напиши в поддержку. Да, заранее. Это может быть администрация паблика в социальных сетях или официальная кнопка поддержки на сайте. Тебе ответили? Тебе помогли? Экстраполируй этот опыт: так же тебе будут отвечать в процессе обучения.
Шестое: найди записи бесплатных уроков, мастер-классов, презентаций. Как щедро школа делится своим обучающим контентом? Ты можешь что-то посмотреть заранее, чтобы не приобретать кота в мешке? Нашел кучу материала? Ты на верном пути.
Седьмое: посмотри, а делится ли школа реальными работами своих учеников, выполненными в процессе или по окончании обучения. Это и есть результат. И ни одна уважающая себя школа не откажет себе в удовольствии похвастать выпускниками и приобщиться к их успеху. Нашел? Ты на верном пути.
А какие еще критерии выбора?
Как это ни странно - симпатия. Какова бы ни была школа, какие бы стандарты она не устанавливала и какую бы репутацию качества не создала себе на рынке - учить тебя будет конкретный преподаватель. Иван Петрович или Елена Владимировна. Тебе нравится, как они говорят, двигаются в кадре, шутят, ворчат, объясняют сложные вещи? Тогда ты на верном пути. Нейробиологи давно доказали, что эффективность нашего обучения во многом зависит от эмоций и личных отношений, которые мы выстраиваем с преподавателем. Представь: тебе стыдно будет подвести этого замечательного человека, вложившего в тебя душу и время? Ты на верном пути. Тебе будет приятно общаться с ним во внеурочное время, чувствовать его поддержку, веру в тебя, покровительство? Ты нашел своего человека!
Выбирайте преподавателей, которые вам симпатичны
Ловите ресурсы школы, которые помогут вам составить мнение о нашей работе. Мы ей гордимся и поэтому - демонстрируем.
А это - наши телеграм-сообщества без цензуры и цензоров с учениками и выпускниками, где вы можете пообщаться и спросить что угодно.
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос
Вставьте этот код сразу после открывающего тега