Сделайте вот что: спросите не слишком «насмотренного» качественным кинематографом человека о его любимых фильмах — и вы тут же услышите, как он начнет цитировать диалоги героев. Будто всерьез считая их мерилом художественной ценности киноленты. Но ведь тогда это — любимый сценарий, любимый литературный источник или даже любимый киноспектакль. Который вовсе не обязательно смотреть, а можно слушать: просто вставьте в уши наушники — и наслаждайтесь звучащей речью. Нет! Кино — это нечто совершенно иное. Арт-аналитик Алексей Шадрин поделился с журналистом Аленой Чорнобай своими принципами отбора фильмов, которые не только изменят ваше восприятие, но и быстро сформируют иные критерии. Те самые, которые не позволят вам оторваться от экрана, поскольку вы научитесь именно «смотреть», а не слушать кино, формируя взыскательный вкус и высокую планку запроса.
Какими инструментами располагает кино
Ответ на этот вопрос довольно скучный, потому что инструментов у кинематографа не так уж и много: это действие, поза, жесты и выражения лиц героев. Но очень важно понять, что именно означает этот нехитрый набор. Тут нет диалогов, обратили внимание? Они неважны. Более того, в по-настоящему гениальных фильмах — они еще и зачастую нарочито бессмысленные. Помните фильм Алексея Германа «Моя друг Иван Лапшин»? Никто и никогда не цитировал героев Германа. Потому что они произносят какую-то чушь, подчеркивая этим образ эпохи. Образ — вот что важно. Он создается малыми средствами, но его задача — производить впечатление. И если вы способны его получить — вы восприняли фильм!
Вы не запомните слова героев. Но запомните свое «погружение» в эпоху
Обыватели часто считают, что высокохудожественное кино якобы требует особенного «прочтения» контекста, образованности, возможности истолкования скрытых смыслов. Это чушь. Еще Тарковский называл кино «наблюдением за фактом, протекающем во времени», вовсе не предполагая, что сам процесс наблюдения потребует от зрителя какой-то особенной подготовки.
Ты цитируешь мои слова, но делаешь это без уважения к созданному мной образу
Какой вывод из этого следует? Самый благоприятный для любого кинозрителя: вам не нужно заканчивать киношколы, читать многомудрых критиков, разбираться в монтаже и истории кинематографа, чтобы просто взять — и включить себе кино из вузовской спецпрограммы: немое, черно-белое, «сложное», арт-хаусное или любое другое, не входящее в рейтинги «развлекательных фильмов для всей семьи». Если вы не промахнетесь с выбором — уже первый ваш опыт оставит глубокий отпечаток на вашей душе и поднимет вашу личную планку.
«Хорошее кино запускает работу вашего мозга, интенсивность вашей когнитивной деятельности и определяет лично для вас хорошее это кино или плохое. Для того, чтобы научиться разбираться и отличать хорошее от плохого, нужно постоянно тренировать самих себя. Выбирайте все более высокие трамплины, сложные лыжные трассы, для того чтобы душа постоянно трудилась, мозг постоянно работал» – Антон Долин (с)
С чего начать повышать планку
Один из первых фильмов с «списке Шадрина» — «Сладкая жизнь» Федерико Филлини. Это фильм, который в свое время совершенно не понравился советскому зрителю. Да и в родной Италии режиссера, в общем-то, не особенно приняли: ленту байкотировали католики, а на премьере в Милане Феллини был оплеван — буквально. Но дальше были премии «Пальмовая ветвь» и «Золотой Чаплин», номинации на «Оскар» и воцарении в списке золотой классики кинематографа.
Знаменитый кадр из «Сладкой жизни»
Давайте начнем с главного: с перевода называния. Вообще-то, это не «Сладкая жизнь», а, скорее, «Сладость жизни».
Алексей Шадрин советует: не пытайтесь вникать в диалоги, не ищите скрытый смысл, не раздумывайте над финалом и не читайте его трактовок. Просто представьте себя среди героев фильма — и попытайтесь внутренне с ними подружиться. В противном случае, вы будете раздражаться, искать подвох, осуждать героев за их образ жизни и не почувствуете её «сладость». А ведь это — один из тех редких фильмов, который попросту повествует о том, как людям хорошо быть вместе. Не воевать против врага, не выживать, не следовать каким-то целям. Просто жить и общаться.
Второй фильм в личном списке — совершенно не известный широкому зрителю фильм Эмира Кустурицы «Папа в командировке».
Чем, в принципе, известен и необычен Кустурица? Алексей Шадрин считает его едва ли не единственным режиссером, умеющим проникать в душу ребенка, понимать их желания, страдания и страсти. А еще мучения, которые дети испытывают от стеснительности и нехватки словарного запаса.
Кустурица рассказывает о материнской и детской любви: но как он это делает – отдельная история.
А еще он не стесняется показать нам детскую любовь: влюбленность одного ребенка в другого. И этот момент «узнавания», сна, резкого и болезненного воспоминания и погружения, которое вы ощутите — и есть поглощающее воздействие талантливо созданного образа. Посмотрите отрывок.
Следующая важная картина из «списка» — это «Завтрак на Плутоне» Нила Джордона. Этот фильм тоже редко попадается в рекомендациях и популярных статьях. Возможно, потому что это одно из самых сложных и резких художественных высказываний о нравственности. Причем, высказываний, сделанных не словами, а исключительно образами. Помните, мы договорились о том, что доступный инструментарий кино — это действие, поза, жесты и выражение лица? Так вот, Джордон исключительно этими инструментами передает запредельное мужество маленького, слабого существа. Без дидактики и назиданий, без морали и навязанных выводов. Впечатление оглушительное.
Фильм о великой нравственности слабого, маленького человека
Начните свое погружение в качественный кинематограф с изучения лучших фильмов в наборе классов «Легенды кино»
Еще одна важная картина, которую рекомендует посмотреть или «пересмотреть» Алексей Шадрин — это «Сияние» Стэнли Кубрика. Со второго раза вы точно поймете, что герой Джека Николсона — второстепенный персонаж в этом фильме. А самое главное лицо, как станет очевидно насмотренному зрителю — это отель. Отель, в котором происходят события. Когда начнете смотреть этот фильм, обратите внимание на образ отеля, антураж, обстановку и оперторские приёмы. Вы совершенно иначе «прочтёте» картину.
Рекомендуем вам онлайн-курс Алексея Шадрина «Художественный образ в кинематографе» – курс о формах, методах и правилах создания художественных образов в кино.
Как развить художественный вкус
Чтобы осмысленно подходить к выбору фильмов для домашнего просмотра и развивать свой вкус в процессе зрительского опыта, Алексей Шадрин рекомендуют освоить основные критерии художественности. Где это сделать? На наших курсах!
Важнейший из них — курс «Художественный образ в кинематографе», посвященный образному языку в кино, где учащиеся разбирают творческие методы режиссеров и анализируют художественную структуру фильмов.
Второй — курс «История кино», формирующий представление об основных течениях и жанрах.
Вам нужно войти или зарегистрироваться